События

Может ли быть Церковь отделена от монархии?

По учению святой православной Церкви Священство и Царство неотделимы. Служение Царя - есть священное служениеСвятой преподобный Феодор Студит говорил: «Бог даровал христианам два высших дара священство и царство, посредством которых земные дела управляются подобно небесным». 

Неслияное и нераздельное соединение Божеского и человеческого начала во Христе определяет и норму (идеал) правильного, а потому должного взаимоотношения клира и государства. Государство же есть плод сознательной и целеустремленной деятельности человека, и нет такой области жизни, в которой он был бы по праву свободен от Бога, ведь в Евангелии говорится: «Все предано Мне Отцом Моим».
 
Поэтому и вся государственная жизнь должна подчиняться Закону Божественному. Священномученик Иоанн Вострогов писал об этом так: «Достигать через царство человеческое целей царства Божия, осуществлять в жизни государства и посредством государства задачи христианства - религии любви, мира, искупления; проводить путем государственности христианские нравственные начала; обратить царство Божие в цель, а царство человеческое в средство, соединить их воедино, как душу и тело, вот идеал и заветы, вот сокровенные стремления и чаяния наши!»

Православное Церковное Право так выражает взгляд на отношение между Церковью и государством: «Величайшие блага, дарованные людям высшей благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое заботится о божественных делах, а второе руководит и заботится о человеческих делах, а оба, исходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни».

Для исполнения первой задачи Церкви учреждена в ней иерархия клира, или священства, возглавляет которую епископ, что в переводе означает «блюститель, надзирающий»; а для осуществления второй учреждена в Церкви иерархия мирян, или царство, которую возглавляет внешний епископ Церкви Помазанник Божий. Слово «Царь» в переводе на русский язык с арамейского и санскрита означает «защитник, покровитель, руководитель», то есть внешний епископ Церкви, а слово «царство» означает «защита, ограждение» Церкви, веры и православного народа. Естественно это относится только к православным Самодержцам.

В актах Седьмого Вселенского Собора говорится: «Священник есть освящение и укрепление императорской власти, а императорская власть есть сила и поддержка священства... Священство хранит и заботится о небесном, а императорская власть посредством справедливых законов управляет земным».

Это положило основу каноническому учению об отношении между двумя властями, которое проповедовала церковь древнего времени и которым проникнуты были как Отцы Церкви, так и христианские государи.

Православные государи и патриархи своими санами символизируют разные служения Спасителя: Царь Самодержавный есть образ Христа в служении Царском, а Патриарх есть образ Христа в служении Первосвященника. Каждый из них имеет первенство перед другим в пределах своей власти. Но (мистически) церковный сан Царя не может быть выше или ниже сана Патриарха, так как и Царь и Патриарх являются живым образом единого Господа нашего.

Симфоническая связь священства и царства, не как данность, а как заданность, есть учение, опирающееся на Священное Писание, всегда проповедовавшееся православною Церковью и проникнувшее в ее Право: «И будут царие кормители твои» - предсказано о Церкви Христовой в Ветхом Завете пророком Исаиею. «Они будут хранителями веры и заповедей Божиих» говоритсяво второй книге Царств. Так уже в Библии было положено основание связи, долженствующей существовать между государственною властью и Церковью.

Исторически церковные каноны определяли и направляли развитие гражданского законодательства, постепенно входящего в круг церковного предания. К примеру, Димитрий Хоматин, архиепископ Болгарский, живший в XIII веке, учил, что «Император, который есть и называется верховным блюстителем церковного порядка, стоит выше соборных определений и сообщает им силу и действие. ОН ЕСТЬ ВОЖДЬ ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ и законодатель по отношению к жизни и поведению священников; он имеет право решать споры между митрополитами, епископами и клириками и избирать на вакантные епископские кафедры. Он может возвышать и епископские кафедры и епископов в достоинство митрополии и митрополитов... Его постановления имеют силу канонов».

Святой равноапостольный Царь Константин Великий в своей речи к отцам Никейского Собора епископов называет епископами в делах, касающихся внутренней жизни церкви, а себя епископом в делах внешней церковной жизни.

А на Халкидонском соборе Император Маркиан, прямо был назван как Царь-священник. И святой папа Лев Великий, этот строгий православный учитель признавал власть государей «священническою».

Вот почему один из основных законов Российской Империи гласил: «Император яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния... В сем смысле Император... именуется Главою Церкви».

Знаток церковных канонов Н. Суворов писал: «Православные самодержцы издавали указы о повсеместном употреблении при богослужении известных гимнов, например, указ Феодосия Второго о повсеместном употреблении трисвятой песни: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» и прочие, или даже сами сочиняли, например, гимн Юстиниана «Единородный Сыне и Слове Божий», или прекрасные Богородичные стихиры Иоанна Грозного. Таким образом церковный историк Сократ в V веке имел полное право сказать, что, с тех пор как императоры сделались христианами, церковные дела стали зависеть от них».

А вот что говорится о церковном служении Царя в послании Антония, патриарха Константинопольского: «Царь занимает высокое место в церкви; он не то, что другие поместные князья и государи. Цари в начале упрочили и утвердили благочестие во всей вселенной. Цари собирали вселенские соборы; они же подтвердили своими законами соблюдение того, что говорят божественные и священные каноны о правых догматах и о благоустройстве христианской жизни, и много подвизались против ересей. Наконец, Цари вместе с Соборами своими постановлениями определили порядок архиерейских кафедр и установили границы митрополичьих округов и епископских епархий. За все это они имеют великую честь и занимают высокое место в Церкви».

Источник: «Русский монархист»

Дата публикации: 30.11.2016

Поддержите культурно-просветительный сайт.




Православный календарь

7533 год от сотворения мира
2024 год от Рождества Христова

Сегодня
19 апреля
(06 апреля ст.с)

19 апреля
Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Свт. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Мчч. Петра и Прохора (1918). Сщмч. Иоанна пресвитера (1934). Cщмч. Иакова пресвитера (1943). Прп. Севастиана Карагандинского, исп. (1966). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч.120-ти Персидских (344-347).


20 апреля
Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Сщмч. Аркадия пресвитера (1933); прмц. Евдокии (1939). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха.

Обращение
В.В. Бойко-Великого

К сотрудникам «Русского Молока» и всех компаний, входящих в группу компаний «Вашъ Финансовый Попечитель».

Награды Фонда



Поиск по сайту


Фотогалерея

 14 Национальная выставка-ярмарка «Книги России», ВВЦ
 А.Н. Боханов подписывает книги своим читателям.
Руководители инициативных групп будущих политических партий.
В.В. Бойко-Великий, Президент Фонда имени св. Василия Великого.

Популярное на сайте

Авторская мода


Русский, одевайся по-русски!


Установлена награда в 100 тысяч рублей за сведения об организаторах преступной группы «PussyRiot»


Пожертвовать

Внести пожертвование.


ОАО «Вашъ финансовый попечитель» ОАО «Русское Молоко» Газета «Рузский курьер» Академия Российской Истории Фонд «Возвращение» Русский Издательский Центр