Публикации

АНТИЧАПЛИН. БОРЬБА ОДНИХ МОДЕРИСТОВ С ДРУГИМИ

Экуменические действия Патриарха Варфоломея, митрополита Иоанна Зизиуласа и других членов Синода Константинопольской Церкви и совершённое ими самочинное присвоение Константинопольскому Патриарху титула «Божественный» привели к серьезной и обоснованной критике этих лиц, в том числе и автора [http://mosvedi.ru/article/20579.html]. Однако, некоторые высказанные критические замечания содержат предложения, явно расходящиеся с канонами Православной Церкви.

Так, недавно отставной чиновник Московской Патриархии протоиерей Всеволод Чаплин, принёсший публичное покаяние за участие в экуменических молитвах и экуменических собраниях, предложил вообще полностью перекроить канонические границы большинства древнейших Поместных Православных Церквей, лишь бы лишить Вселенского Константинопольского Патриарха титула «первого по чести» [http://pravoslav-pol.livejournal.com/61227.html, http://amin.su/content/analitika/10/4665/].

Ничтоже сумняшеся, этот клирик предложил действовать по давно осужденному принципу: если кафедра первоиерарха находится в городе не православном, то ее нужно переместить в другое место, а канонические границы изменить. Так, протоиерей Всеволод Чаплин предложил объединить Константинопольский Патриархат с Элладской и Кипрской Поместными Церквями, переместив центр из турецкого Константинополя в православные Афины, объединить Иерусалимский и Антиохийский патриархат, создав между Иерусалимом и Антиохией какое-то новое православное государство, а кафедру Александрийского Патриарха переместить в Найроби, потому что в последние десятилетия православная проповедь там более успешна. Ну и, наконец, сделать Киев Патриаршей кафедрой наряду с Москвой (о схожем мечтают и Порошенко с Варфоломеем).

Мало того, что эти фантастические планы вообще никак не могут быть реализованы клириком Всеволодом Чаплиным и его друзьями и скорее напоминают известные планы барона Мюнхгаузена о покорении Турции, оторопь берет от такого, мягко говоря, неблагоговейного отношения к древнейшим православным кафедрам, у престолов каждой из которых стоит и будет стоять до конца времен Ангел-Хранитель этой Церкви.

2000-летняя история христианства знает многие периоды, когда самые славные грады, в которых находились главные Церковные кафедры, оказывались в руках неверных, а православные христиане в этих городах подвергались иноверческому гнету. Но, в соответствии с правилами Трулльского (Шестого Вселенского) собора, это никак не могло изменить их положение. Известны и случаи, когда Патриархи, митрополиты и архиепископы, возглавлявшие отдельные Церкви, впадали в вероотступничество. Но ни в первом, ни во втором случае это не было поводом для ликвидации Поместной Церкви или для объединения ее с какой-то другой Церковью. Ведь мы знаем, что наша Православная Церковь объединяет в себе не только Церковь Земную Воинствующую, но и Церковь Небесную Торжествующую. В Земной Воинствующей Церкви, как и на всяких военных действиях, бывают как победы и успехи, так и поражения и отступления, которые, как мы веруем, являются временными. А в Церкви Небесной Торжествующей Святые угодники Божии молятся о нас, грешных, и особо за те Поместные Церкви и грады, где они подвизались в своей земной жизни и где, как правило, пребывают их нетленные мощи. Поэтому мы все, Православные, с благоговейным почтением относимся и к Константинопольской Церкви, несмотря на то, что ее фактические границы на основной канонической территории ныне ограничены светскими законами Турции небольшим районом Фанара в Константинополе, и к Александрийской Церкви, испытавшей за многие столетия различные гонения от иноверцев, и к Антиохийской кафедре, и к Иерусалимской.

Увы, за многие столетия все эти древнейшие кафедры и возглавляемые ими Поместные Церкви испытали серьезный иноверческий гнет. Были времена, когда Александрийские, Антиохийские и Иерусалимские Патриархи жили в Константинополе из-за невозможности пребывать в своих кафедральных соборах, а Поместные Церкви сокращались до нескольких десятков тысяч православных. Но милостью Божией, потом опять возрождалось и множилось число сторонников Истинной Веры в Господа нашего Иисуса Христа. А еретики и вероотступники, временно занимавшие патриаршие Престолы, оказывались посрамлены и низложены, как это было впрочем не только в греческих Церквях, но и в Российской Церкви. Мы помним низложение и осуждение Митрополита всея Руси Зосимы, покровительствовавшего жидовствующим при Великом Князе Иоанне Васильевиче. Помним о лжепатриархе Игнатии, дерзнувшем благословлять и короновать лжецаря Лжедмитрия I в 1605 году и поддерживать поляков в Московском Кремле в 1612 году. Но это отнюдь не означает, что Московскую, Константинопольскую или иную древнюю кафедру нужно ликвидировать и объединять с какими-то другими, в данный момент более «правильными» с точки зрения современных модернистов, Поместными Церквями.

Не меньшее удивление, как у православных, так и у светских (в том числе, либеральных) СМИ вызвала «защита» клириком Всеволода Чаплина памяти Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного [http://echo.msk.ru/programs/personalnovash/1818964-echo/]. Вместо рассказа о великих заслугах Первого Русского Царя, правившего Россией более полувека, больше, чем кто-либо еще из Православных Монархов, вместо рассказа о удвоении русской территории, об обращении к православной вере десятков тысяч агарян, язычников, латинян, о выстраивании единой системы Самодержавия, соборности, народоправства, о помощи и защите всей Православной Ойкумены и о многом другом, о чем можно было бы сказать [http://mosvedi.ru/article/19847.html], клирик Всеволод Чаплин, не сказав ни слова о том, что Бог есть Любовь, сделал упор на том, что “Бог убивает людей” и “позволяет убивать другим”. Такое шокирующее заявление, обращенное к людям, не знающим Священного Писания и Священного Предания, видимо, нужно лишь для того, чтобы привлечь к себе внимание и ничего общего с православной проповедью и с почитанием Царского служения и подвигов Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного не имеет.

А ведь легко было бы напомнить слушателям фрагмент из жития святого Равноапостольного Кирилла. Будучи еще молодым, но известным богословом Константином Философом, он был послан Ромейским Императором на богословский диспут в Арабский халифат, где на вопрос магометанских мудрецов о том, как могут православные воевать, если одна из главнейших заповедей их Бога гласит «Не убий», он ответил вопросом: «Надо ли придерживаться одной из Заповедей или исполнять все Заповеди Божии?». Мудрецы хором ответили, что правильнее исполнять все Заповеди. Тогда Константин Философ ответил им: «Вы, магометане, постоянно нападаете на наше Греческое Царство, на наши города, насилуете, убиваете и берете в полон наших ближних, а мы, христиане, исполняя заповедь «Возлюби ближнего своего как самого себя» защищаем наших ближних, воюя с вами. А если бы не воевали бы с вами и не убивали вас на войне, кто бы воспрепятствовал вам убивать наших близких и мы как бы становились своим бездействием соучастниками ваших убийств. Мудрецы не нашли, что возразить на это слово.

Подобно этому, и Царь Иоанн Васильевич и в молодости, и в зрелом возрасте много раз прощал своих врагов, которые, однако, этим прощением не вразумлялись. Посему он был вынужден своей Царской властью, данной ему от Бога, наказывать и казнить виновных, молясь за их души, чтобы сохранить Русское государство и вверенный ему Богом русский народ. Вспомним взятие Казани. Крымские ханы, захватившие тогда правление в Казани, регулярно совершали набеги на Нижегородскую, Владимирскую, Вятскую земли, грабили, убивали, пленили и держали в узилищах десятки тысяч русских людей, которых Благоверный Царь Иоанн Васильевич освободил при взятии Казани, взяв к себе на службы верную России казанскую знать. Или вспомним разгром боярской оппозиции, пытавшейся устроить на Руси правление по образцу польского, с выборным Царем и неограниченной шляхетской властью. Гибельность этого пути для Руси показала и история самой Речи Посполитой, просуществовавшей всего два века. В этих и других случаях жесткие и решительные действия Царя Иоанна никак не противоречили служению христианского Царя, а были для него обязательными, чтобы исполнить Волю Божию и защитить Русское государство и православные народы по всему миру.

Поэтому протоиерею Всеволоду Чаплину можно еще раз предложить принести публичное покаяние не только за его экуменическую деятельность на посту чиновника Московской Патриархии, но и за публичное целование ручки Папы Римскому, то есть за признание над собой его духовной власти. Порекомендовать не дискредитировать своими, мягко говоря, необдуманными и неканоничными высказываниями ни Русскую Православную Церковь, ни антиэкуменическое движение, ни патриотическое движение, к которому этот клирик себя причисляет. Посоветовать ему служить Богу, а не светским средствам массовой информации, готовым тиражировать любые экстравагантные заявления, имеющие мало общего с Канонами Православной Церкви.

Стоит сказать слово и о Патриархе Кирилле, который в последнее время подвергается жесткой критике за свои экуменические действия: подписание еретических гаванской декларации и шамбезийских проектов документов, за еретические молитвы к Богу, Святой Троице, чтобы Он ввел в Рай Небесный агарян, язычников, неверных, погибающих в техногенных и природных катастрофах, за устроение модернистских богослужений без алтаря Господня и иконостаса. Но при этом, критикуя Кирилла за экуменизм, модернизм и филокатоличество, надо помнить, что сеет раздоры в нашей Церкви враг рода человеческого. Нельзя переходить определенную грань, которую отдельные антиэкуменисты, например, Владимир Хомяков, переходят в своих скорее политических, чем церковных публикациях.

Главная проблема клирика Всеволода Чаплина и, отчасти, Владимир Хомякова — это утверждение, что Поместные Церкви движутся и развиваются вслед за политическими реалиями. Не так это! Церковь наша, грады и веси Богохранимой страны нашей Российской движутся и живут Промыслом Божиим, весь народ русский (в своей полноте: не только великорусский, но и малороссийский, и белорусский и другие) существует, пока есть искренняя молитва Народа Божия к Господу Иисусу Христу, пока соблюдает Церковь наша каноны Святых Отцов и отвергает ереси, от кого бы они не исходили, независимо от ранга или сана.

Возвращаясь к модернистской реформе, предлагаемой клириком Всеволодом Чаплиным: будем молиться, чтобы, по милости Своей, заступничеством Пресвятой Богородицы и молитвами Святых Угодников, Господь Бог простил нашему народу грех отступления от Бога и Его Помазанника, сохранил и возродил Веру Православную и в Московском и Константинопольском патриархатах, и в Александрийском, и в Иерусалимском. Да не дерзнет никто покушаться на их каноническую территорию и осуществлять попытки модернистского переустройства древних Апостольских Церквей!

Президент Русского культурно-просветительного фонда имени Святого Василия Великого

Василий Бойко-Великий


Дата публикации: 26.09.2016

Поддержите культурно-просветительный фонд.


Ваши пожертвования на сохранение национальной культуры,
это неоценимый вклад в развитии общества.



Православный календарь

7533 год от сотворения мира
2024 год от Рождества Христова

Сегодня
26 апреля
(12 апреля ст.с)

26 апреля
Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского (303). Прмц. Марфы (1941). Мч. Крискента, из Мир Ликийских. Мц. Фомаиды Египетской (476).


27 апреля
Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря.

Обращение
В.В. Бойко-Великого

К сотрудникам «Русского Молока» и всех компаний, входящих в группу компаний «Вашъ Финансовый Попечитель».

Награды Фонда



Поиск по сайту


Фотогалерея

Демонтаж лика Спасителя
(слева направо) Анастасия, Валентина  и Мария Аверьяновы
Народ требует от власти соблюсти закон и решения судов!

Популярное на сайте

Авторская мода


Русский, одевайся по-русски!


Установлена награда в 100 тысяч рублей за сведения об организаторах преступной группы «PussyRiot»


Пожертвовать

Внести пожертвование.


ОАО «Вашъ финансовый попечитель» ОАО «Русское Молоко» Газета «Рузский курьер» Академия Российской Истории Фонд «Возвращение» Русский Издательский Центр