Публикации

В.М. Лавров,

доктор исторических наук,

главный научный сотрудник

Института российской истории РАН

 

Русские цари как исторический феномен

470-летие помазания на царство первого русского царя совпало со 100-летием свержения последнего русского царя. Задумаемся над этими датами, над царями русскими как историческим феноменом.

Разные личности всходили на русский престол и, разумеется, их царствования отличались друг от друга, а подчас значительно отличались. Одновременно просматривается общий вектор русских царствований – вектор созидательный, осторожно-консервативный, но при необходимости и решительный (создание Российской Империи Петром I, буржуазно-правовая модернизация Александра II и др.).

Династия Рюриковичей в максимально возможном и законном варианте продолжилась династией Романовых, поскольку последний царь династии Рюриковичей Федор Иванович являлся и наполовину Романовым по материнской линии. Конечно, та же Екатерина II захватила власть в результате дворцового переворота и не являлась по происхождению Романовой. Но и она стала Романовой, выйдя замуж. А после нее безусловно продолжилась мужская романовская линия на троне. Все взошедшие на престол в результате дворцовых переворотов ХVIII – начала ХIХ веков являлись Романовыми. А в истории государства и в истории отдельной семьи не может не быть каких-то отступлений, виражей и особенностей.

К тому же всё познается в сравнении: захватившие власть в феврале-марте и затем в октябре 1917 г. не представляли Романовых и тысячелетнюю православную Россию, а порвали связь времен. При императоре Николае II Россия вышла на первое место в мире по темпам экономического, в том числе промышленного, развития и была на пороге победы в первой мировой войне, на пороге превращения в самую мощную военно-экономическую державу в мире. И власть Николая II была законной, а стоило обрушить законную власть – началось постепенное сползание во все большее беззаконие, вплоть до красного террора и ГУЛАГа.

Принципиально важная особенность Русского Царства - его православность, вера русских государей. От глубоко верующих Николая II или Елизаветы Петровны до, скажем, Петра I, который считал атеистов безумцами, хотя сам не жил глубокой внутренней духовной жизнью. А император Александр I прошел сложный и драматичный путь от увлечения материалистическими идеями до глубоко верующего христианина, причем имеются серьезные основания считать, что Александр I ушел с престола замаливать грехи и стал старцем Федором Кузьмичем, впоследствии канонизированным. Искренне верил в Бога Николай I. Молился на коленях и читал вслух Евангелие Александр II. Как само собою разумеющееся принял Бога Александр III. Наконец, семья святых царственных страстотерпцев и святая Елизавета Федоровна свидетельствуют о выдающейся духовно-нравственной высоте Русского Царства.

Вера в Христа, совесть христианина наставляли и ограничивали лучше, чем советские конституции, являвшиеся демагогическими и фиктивными бумажками. Да и сейчас конституция соблюдается постольку, поскольку не мешает власть предержащим.

Приведу хотя бы два примера из прошлого. В 1637 г. русское посольство в Крыму было безосновательно арестовано и подвергнуто пыткам. Бояре предложили начать войну. Но царь Михаил Федорович не спешил воевать с ханством, являвшимся вассалом Турции. В 1639 г. царь созвал Земский Собор с целью получить совет по вопросу войны или мира с ханством. Собор посоветовал поступить с послами хана в Москве так, как поступили с русскими в ханстве, и заявил о готовности воевать. Однако государь поступил по-своему: послал хану подарки и письмо с заверением в любви. Русские послы были отпущены. Царь «подставил другую щеку», и этим скольким спас жизнь и сколько ресурсов для развития России сберег! И еще наступят времена, когда окрепшая Россия будет громить агрессивных южных соседей.

И второй пример. Летом 1905 г. председатель Совета государственной обороны великий князь Николай Николаевич доложил государю о расчетах СГО, согласно которым для победы над японскими агрессорами потребуются еще год и 200 тыс. человек убитыми и ранеными. И хотя великий князь настаивал на ведении войны до победного конца, Николай II ответил, что не стоит губить людей.

Кстати, не исключаю, что для укрепления самодержавия стоило разгромить Японию. Но задумаемся: могли такое сказать председатель советского правительства Ленин или генеральный секретарь Сталин? Или тот же Брежнев, пославший наших солдат и офицеров умирать ради строительства социализма в мусульманском и феодальном Афганистане?

Нельзя не затронуть и тему жесткости режимов. Все царские режимы являлись авторитарными или авторитарно-теократическими, однако с различной степенью жесткости. Авторитарные черты можно усмотреть также у Керенского и постсоветских правителей. И только коммунистические режимы были тоталитарными, только режимы Ленина и Сталина были репрессивно-тоталитарными, по своей кровавости превзошедшие всё и всех в отечественной истории.

В царской России наибольшие репрессии имели место при Иване Васильевиче Грозном и Петре I. При этом Петр стремился расправиться с бунтовавшими против его законного правления, а люди погибали преимущественно не от репрессий и войн, а от значительного понижения уровня жизни, от непосильных податей, взимавшихся ради победы в Северной войне и создания великой Российской Империи.

Что касается Ивана Васильевича, то он мог стать не Грозным, а Великим, если бы выиграл Ливонскую войну. Ведь выигранная Петром Северная война сопоставима с Ливонской. К тому же Иван Васильевич собирался закрепиться на Балтике, строить корабли и приглашал западных специалистов. Вот только свою главную войну он проиграл, в отличие от Петра. А одна из основных причин его поражения – репрессивная опричнина, разделившая государство внутри себя; исторический опыт не подтверждает плодотворность опричнины. Ошибкой была и расправа со святым митрополитом Филиппом, первоиерархом Русской Церкви. [Здесь аудитория не дала продолжить доклад.] Конечно, святым сам Иван Грозный не был.

Кстати, Петр I подобных ошибок не повторит: будут «птенцы гнезда Петрова», а не опричники, и Петр I заставит себя терпеть проповеди патриарха Адриана, в которых критиковались западнические перехлесты Петра, курильщиков Адриан даже анафематствовал. Петр I дождется естественной смерти патриарха, не позволит избрать нового, а когда как-то привыкнут к его отсутствию, Петр отменит само патриаршество.

Исторически сложившиеся размеры России таковы, что она может сохраняться (избегать завоевания своих территорий, расчленения) только как великая держава с сильной властью и армией, с развитой экономикой и наукой, с доступным образованием. При этом буржуазному строю соответствует представительная демократическая система. Поэтому проблема в том, чтобы найти разумное и плодотворное сочетание сильной власти и реальной представительной системы. Такое сочетание не удалось создать ни двум последним царям, ни постсоветским правителям. В результате царство рухнуло, а сегодня страна в стагнации.

Православность Русского Царства включала христианское понимание предназначения мужчины и женщины, понимание семьи как Малой Церкви. Отсюда прочность семьи и высокая рождаемость в Российской Империи. Сегодня такое понимание почти утрачено, в результате смертность русских заметно превышает рождаемость, а общестатистическое превышение рождаемости над смертностью достигнуто за счет высокой рождаемости у мусульманских народов. То есть в огромной России в замедленном варианте, но происходит процесс, сопоставимый с Косовским…

Возможно ли возрождение Русского Царства? Всё в руках Божиих, и Его пути неисповедимы. Однако милость Божию заслужить требуется.

При честном материалистическом анализе не видно благоприятной перспективы: русские перестают быть государствообразующей нацией, но никто не может заменить русских, которые терпимы к иноверцам и инородцам; множатся распри, множится пролитая при этом кровь.

Впрочем, когда нас начнут преследовать и убивать за то, что мы русские, православные, в этот именно момент мы можем вспомнить, что действительно являемся русскими и православными, что созданы не только и столько для потребления, сколько для служения Христу в России. И как знать, возможно именно в такой момент Господь явит Русского Православного Царя, который будет о самом сложном и нелицеприятном говорить с народом на понятном, доступном и берущем за сердце языке.

Тогда в Московском Кремле прозвучит «Боже, царя храни!» И Господь сохранит и царя, и Россию.

 

(Доклад на Международной научно-исторической конференции «470-летие помазания на царство благоверного великого князя Иоанна Васильевича Грозного (начало Русского Царства)». Москва, 29 января 2017 г.)


Дата публикации: 03.02.2017

Поддержите культурно-просветительный фонд.


Ваши пожертвования на сохранение национальной культуры,
это неоценимый вклад в развитии общества.



Православный календарь

7533 год от сотворения мира
2024 год от Рождества Христова

Сегодня
20 апреля
(07 апреля ст.с)

20 апреля
Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Сщмч. Аркадия пресвитера (1933); прмц. Евдокии (1939). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха.


21 апреля
Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста).

Обращение
В.В. Бойко-Великого

К сотрудникам «Русского Молока» и всех компаний, входящих в группу компаний «Вашъ Финансовый Попечитель».

Награды Фонда



Поиск по сайту


Фотогалерея

Иеромонах Герман, составитель сборника «Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский», и главный редактор РИЦ Александр Викторович Знатнов.
 Стенд Русского издательского центра посетил президент Русского культурно-просветительского фонда им. святого Василия Великого В.В. Бойко-Великий.
Храм Христа Спасителя.

Популярное на сайте

Авторская мода


Русский, одевайся по-русски!


Установлена награда в 100 тысяч рублей за сведения об организаторах преступной группы «PussyRiot»


Пожертвовать

Внести пожертвование.


ОАО «Вашъ финансовый попечитель» ОАО «Русское Молоко» Газета «Рузский курьер» Академия Российской Истории Фонд «Возвращение» Русский Издательский Центр