Конференция «Научный православный взгляд на ложные исторические учения»
Пленарные доклады - второй день конференции
Иерусалимская С.Ю., к.и.н., Ярославльский гос.ун. им. П.Г. Демидова
Несостоятельность попыток реабилитации гетмана Мазепы.
(письменный текст доклада)В настоящее время на Украине предпринимаются активные попытки реабилитации гетмана Мазепы. События конца 2004 года на территории Украины, когда у власти встала администрация президента В.А. Ющенко, коренным образом изменили внешнеполитическую ситуацию в мире. Новые власти заявили о евроинтеграции в мировое сообщество как основном приоритете украинской внешней политики. В свою очередь, заинтересованность Евросоюза в принятии политического решения сотрудничества с Украиной была продиктована желанием расширить границы ЕС и, соответственно, территорию своего влияния. Новый вектор политического регулирования государственной политики требовал от участников «оранжевой коалиции» поиска свежих исторических фигур, идей, легенд и мифов, поскольку старые были в их глазах либо дискредитированы, либо неэффективны.
Таким образом, новое правительство попыталось создать для Украины новейшую национальную историю, которая могла бы усилить его влияние, поднять авторитет и перехватить инициативу у формирующейся парламентской оппозиции. При президенте В.А. Ющенко и коалиции его сторонников с блоком Ю. Тимошенко в украинском парламенте эта линия активно проводилась в жизнь на государственном уровне. В целом в рассматриваемые временные рамки на территории Украины имела место так называемая выборка знаковых исторических фигур и событий, основной миссией которых должна была стать прозападная ориентация страны.
Указанные символы призваны были утвердить в обществе консенсус относительно прошлого и стать историческими маркерами Украины, как в общественном сознании, так и на международной арене. Основными критериями указанного «естественного отбора» являлись: а) прямая связь исторической фигуры или события с политической конъюнктурой, необходимой для идеологического обоснования формирования новой исторической памяти и б) безусловная знаковость для Украины избранного символа, историческая и политическая реабилитация которого была предусмотрена новой властью.
Следует отметить, что внедрение новейшей исторической памяти в общественное сознание, как самого народа Украины, так и соседних государств, не обошлось без оспаривания данного наследия в разного рода политических и социо-культурных дебатах. Конфликты возникали в тех случаях, когда исторические события становились предметом политической борьбы. Обращение к «урокам истории» в большинстве случаев совпадало с кризисными моментами в политике или избирательными кампаниями. Указанный вектор движения в части украинского общества определил вступление Украины в затяжной конфликт по поводу переоценки исторического прошлого с Россией, причём в этот конфликт прямо или косвенно оказались втянутыми ряд других стран и международных организаций – от ООН и ЮНЕСКО до Европарламента (См.: Касьянов Г. Голодомор и строительство нации // Pro et contra. 2009. Май-август. С. 26 – 27).
Так, большие дискуссии разгорелись вокруг знаковой фигуры Мазепы. Значительная часть украинских историков, публицистов и государственных деятелей стремились поменять минус на плюс в оценке его деятельности, стараясь представить последнего несгибаемым и убеждённым борцом за независимость Украины. Для разбора данной полемики проанализируем исторические факты. Обратимся к биографии Мазепы. До сих пор точно неизвестен год рождения украинского гетмана.
Родился Иван Степанович Мазепа (по разным источникам) в 1629, 1633, 1639, 1644 гг. в украинской шляхетской православной семье в селе Мазепинцах Белоцерковского староства на Киевщине. Его отцом был Адам-Степан Мазепа, один из соратников Богдана Хмельницкого, который вместе с ним принимал участие в Переяславской Раде, но не поддержал договор подписанный в результате рады и в дальнейшем принимал участие вместе с гетманом Выговским в создании Великого княжества Русского в составе Речи Посполитой, однако результатов не добился. Мать Ивана Мазепы, Марина Мокиевская, происходила из старинного шляхетского православного рода, который занимал руководящие должности в Киевском казачьем полку. Образование Иван Мазепа получал в Киево-Могилянском коллегиуме, затем — в Иезуитском коллегиуме в Варшаве. Позже был принят при дворе польского короля Яна Казимира, где состоял в числе «покоевых» дворян. В 1665 г., после смерти своего отца, занял должность подчашего Черниговского. В 1668 г. Мазепа женился на Анне Фридрикевич, вдове белоцерковского полковника.
Бывая в Москве, Мазепа снискал к себе расположение В.В. Голицына, а после падения Самойловича подкупленный им Голицын, оказал решающее влияние на избрание Мазепы левобережным гетманом 25 июля 1687 г. на раде под Коломаком. Как гетман-администратор Мазепа ничем не выделялся, в своей политике опирался на старшину, щедро раздавая ей имения. Покровительствовал он также духовенству, церквам и монастырям. Более того гетман снискал милость и уважение при дворе Петра I, который неоднократно встречался с ним в Москве и Киеве. Мазепа беспрекословно исполнял даваемые Петром распоряжения, что давало повод последнему считать гетмана одним из преданных себе лиц.
Полагают, что первая мысль об измене явилась у Мазепы в 1705 г., когда он обсуждал ее с княгиней Дольской, урожденной Вишневецкой. Позже гетман вел переговоры на эту тему с ней же и с польским королем Станиславом Лещинским. До самого последнего момента Мазепа сумел сохранить доверие Петра, даже не смотря на частые доносы на него с Украины. О переговорах Мазепы с Карлом ничего пока не известно и, по-видимому, движение последнего на Украину явилось для гетмана неожиданным. Осенью 1708 г. царь Петр пригласил Мазепу присоединиться с казаками к московским войскам под Стародубом. Тот медлил, ссылаясь на свои болезни и смуты в Малороссии, вызванные наступлением шведского короля на юг. В то же время гетман совещался с примкнувшими к нему старшинами и вёл переговоры с Карлом через Быстрицкого и переписку с Меншиковым через Войнаровского. Меншиков решил навестить якобы больного Мазепу. Опасаясь разоблачения, Мазепа с гетманской казной бежал в конце октября с левого берега Десны к Карлу. Какое между ними состоялось соглашение, неизвестно.
Из позднейших актов можно заключить, что Украина должна была оставаться свободной, сохранить целостность границ и неприкосновенность своих привилегий. Получив известие об измене Мазепы, Петр распорядился избрать нового гетмана. Им был избран И.И. Скоропадский, а Мазепа предан анафеме. С Полтавской битвой дело бывшего гетмана оказалось проигранным, он бежал вместе с Карлом и 18 марта 1710 г. умер в Бендерах. Тело его перевезли в Галац и похоронили в монастыре святого Георгия. Переход Мазепы на сторону Швеции некоторые из историков считают фактом случайным, делом эгоистических стремлений. Но в последнее время выдвинута и другая точка зрения. Союз Украины со Швецией назревал и подготавливался давно, и шаг Мазепы не был шагом только эгоиста, но шагом политическим, лишь неверно просчитанным гетманом, а потому и не имевшим успеха.
Преследуя свои узкоспециальные цели, Мазепа нимало не заботился о независимости Украины, в конце жизни он согласился стать данником польского короля, союзника шведов Станислава Лещинского с получением гетманства в Белой Руси. По соглашению, заключенному между Мазепой и Станиславом Лещинским вся Украина, включая княжества Северское, Киевское, Черниговское и Смоленское, должна была вернуться под владычество Польши и оставаться под её короной, за что Мазепа награждался титулом князя и получал Витебское и Полоцкое воеводства с теми же правами, которые имел герцог Курляндский в своей земле (Н. И. Костомаров. «Мазепа», М.: «Республика», 1992, с.229).
Таким образом, вся жизнь и деятельность И.С. Мазепы раскрывает несостоятельность современных попыток реабилитации украинского гетмана. Его предательство, нарушение присяги по отношению к России, переход на сторону Швеции – противника России, закономерно привели к анафеме со стороны Русской православной церкви. В настоящее время вопрос об анафеме на гетмана Мазепу был вынесен на обсуждение Священного Синода УПЦ Московского Патриархата, заседание которого состоялось 14 ноября 2007 г. Синод поручил Богословской комиссии УПЦ и Киевской духовной академии изучить вопрос относительно канонических и исторических обстоятельств отлучения от Церкви гетмана Ивана Мазепы и фактов совершения по благословению церковной власти заупокойных богослужений по нему.
Вместе с тем сторонники В.А. Ющенко и сам президент Украины предприняли ряд мер по снятию анафемы с гетмана Мазепы и реабилитации данной исторической фигуры: 17 марта 2008 г. на Всеукраинской казачьей Раде Украины в Киеве, В.А. Ющенко заявил, что он издал Указ об установке памятников гетману Мазепе в столице Украины, а также Полтаве. В наши дни в ряде СМИ активно дебатируется вопрос о том, что анафема на гетмана Мазепу была снята ещё в 1918 г., хотя в ноябре 2007 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви МП сообщил, что «нет ни одного официального документа, который свидетельствовал бы о снятии анафемы с Мазепы с 1708 года». В феврале 2008 г. в ходе своего визита в Москву, В.А. Ющенко продолжил обсуждение указанной темы и поинтересовался у Патриарха Всея Руси Алексия II, действительно ли в 1918 г. была снята анафема с гетмана Мазепы.
Святейший Патриарх Алексий II заявил, что в указанное время «патриарху Тихону действительно поступало обращение с просьбой рассмотреть вопрос о снятии анафемы с Мазепы, о чем Святейший Патриарх сообщил на совещании епископов в рамках проходившего тогда в Москве Поместного Собора Русской Православной Церкви. […] снятия анафемы не было, что не исключает того, что этот вопрос компетентными канонистами и историками может быть рассмотрен в будущем» (Павленко С. Иван Мазепа // Путь к Полтавскому поражению. Киев: «Альтернативы». – 2003. – С. 398 – 399).
В тоже время украинские православные организации напомнили Ющенко, что гетман Мазепа в 1708 г. был предан анафеме Православной Церковью за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому царю, а также за то, что позволил осквернять православные храмы шведским солдатам, допущенным им в пределы Южной Руси.
Академические историки, свободные от изложения идеологизированной подоплеки указанных событий, без труда расставят необходимые акценты в так называемом «деле Мазепы». В случае же использования рассматриваемой фигуры (вкупе с рядом других символов) как аргумента в политических целях, следует иметь в виду, что инструментарий такого рода имеет свойство не только обращаться против своих создателей, но и провоцировать незатухающие конфликты как внутри страны, так и за ее пределами, нередко приводя к смене государственной власти.
Православный календарь
7533 год от сотворения мира2024 год от Рождества Христова
Сегодня
22 ноября (09 ноября ст.с)
22 ноября
Свт. Нектария, митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920). Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» (X).
23 ноября
Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I). Прмч. Нифонта и мч. Александра (1931). Сщмчч. Прокопия, архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна и Петра пресвитеров (1937). Сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна пресвитера, прмч. Иоанникия и Серафима, мчч. Алексия, Аполлона, Михаила (1937). Мч. Николая и мц. Анны и св. Бориса исп., диакона (1930-е). Мцц. Ольги (1941) и Феоктисты (1942). Колесование вмч. Георгия (303). Мч. Ореста врача (304). Сщмч. Милия, еп. Персидского, и двух учеников его (341). Мч. Константина, кн. Грузинского (842). Прп. Феостирикта, иже в Символех.
Обращение
В.В. Бойко-Великого
К сотрудникам «Русского Молока» и всех компаний, входящих в группу компаний «Вашъ Финансовый Попечитель».
Награды Фонда
- Орден преподобного Сергия Радонежского
- Удостоверение к юбилейной медали 1000-е Ярославля В.В.Бойко-Великому
- Удостоверение к юбилейной медали 1000-е Ярославля А.В.Бойко-Великой
- Грамота Епископа Смоленского и Вяземского. Получена 17 июня 2010 г.
- Грамота Архиепископа Егорьевского Марка
- Грамота управляющего Белевской Епархией
- Грамота управляющего Белевской Епархией
- Грамота управляющего Белевской Епархией
- Орден святых Царственных Страстотерпцев, утвержденный Черногорской митрополией Сербской Православной Церкви.
Поиск по сайту
Фотогалерея
Популярное на сайте
Авторская мода
Русский, одевайся по-русски!
Установлена награда в 100 тысяч рублей за сведения об организаторах преступной группы «PussyRiot»