Публикации

Современный методологический подход научного
православного взгляда на историю
России и всей Вселенной и 500-летие  «Русского Хроногрофа»

13–14 марта 2013 года в стенах Иосифо-Волоцкого монастыря прошла научно-практическая конференция «Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель». Конференция была посвящена:

  • 500-летию Русского Хронографа
  • 10-летию открытия для поклонения честных мощей основателя обители – преподобного Иосифа Волоцкого
  • 10-летию кончины митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, первого игумена возрожденного монастыря

 Предлагаем Вашему вниманию аудиозапись и ее текстовую версию приветственного слова и доклада Василия Бойко-Великкого, Президента Русского культурно-просветительного фонда имени Святого Василия Великого на этой конференции. 

Приветственное слово 

«Современный методологический подход научного и православного взгляда на историю России и всей Вселенной и "Русский Хронограф"» 

 


Современный методологический подход научного православного взгляда на историю России и всей Вселенной и 500-летие  «Русского Хроногрофа»

 Письменное изложение приветствия участником конференции и доклада произнесенного 28 февраля/13марта 2013 года нашей эры, 7521 год от Сотворения Мира.

Президент Русского культурно-просветительного 
фонда имени Святого Василия Великого 
Василий Бойко-Великий

Я хотел поприветствовать Вас, Ваше Высокопреподобие, всех участников конференции. Дорогие братья и сестры,  мы собрались в этих замечательных стенах древних отметить торжественные события: пятисотлетие написанного в этом древнем Иосифо-Волоцком монастыре выдающегося произведения «Русский хронограф», мы отмечаем также десятилетие обретения мощей Святого Преподобного Иосифа Волоцкого, десятилетие преставления видного церковного  деятеля современности Митрополита Питирима (Нечаева). Сегодня день начался для меня замечательно: первое смс-сообщение, которое я получил, было о том, что на днях Белгородский Совет депутатов принял решение о демонтаже идола - памятника богоборцу ленину и об установке на его месте в Белгороде памятника воинской славы защитникам Отечества. Этот знаменательный знак очищения России от богоборческой гнили – как бы приветственное послание с Небес для нашей конференции. Пусть нас здесь не так много собралось, как всем нам хотелось, но надо сказать, что дорога была очень сложной: настоящая русская метель, заснеженные дороги, аварии. Но то, что мы собрались в этих замечательных древних стенах, которые помнят учеников Святого Преподобного Иосифа Волоцкого, помнят великих деятелей нашего государства: Царя Иоанна Васильевича Грозного, ктитора монастыря Григория Скуратова-Бельского, должно вдохновлять нас на великие слова и великие дела. Я всех Вас приветствую от имени Русского культурно-просветительного фонда имени святого Василия Великого и желаю нашей конференции плодотворной работы, чтобы мы внесли свой посильный вклад в возрождение нашего Великого Отечества, возрождение Святой Руси.

Я хотел Вам показать, может быть не все из Вас видели, что такое «Русский хронограф» в современном издании. Вот эта книга 2005 года издания. Она содержит две редакции «Русского хронографа»: редакцию 1512 года и более позднюю – начала XVIIвека, с исправлениями. К сожалению, издана эта книга восемь лет назад тиражом всего 1000 экземпляров в «Полном собрании русских летописей». Ранее она издавалась в 1984 и 1987 годах, тиражи были не очень большие. Ну а первоначальное издание – это 1911 год, тоже в «Полном собрании русских летописей». Я думаю, мы обсудим с Его Высокопреподобием игуменом монастыря отцом Сергием, и возможно, по итогам нашей конференции, мы возьмемся к пятисотлетию совместно с Иосифо-Волоцким монастырем подготовить новое комментированное издание «Русского хронографа». Это произведение имеет важное значение для русской истории, и заслуживает большей популяризации.

Историческая наука и историческая память для любого народа – это именно то, что связывает его народ в один «язык», и каждый народ, живущий сегодня на земле, чтит свою историю, память своих предков, своих отцов, а для православных людей это вообще является основной жизни. Сейчас, наверное, для нашей страны, для Российского народа, именно обретение в полной мере своей исторической памяти, памяти об исторических событиях, которые происходили на протяжении многовековой истории русского народа, является ключевым в дальнейшем выживании и сохранении России как великой державы. И, наверное, это на сегодня даже важнее, чем успехи какие бы то ни было в промышленности или в экономике, пусть даже в оборонной промышленности. Потому что если нет духовной связи в народе, если так сказать, духа нет, ничего материальное не спасет. Сколько сейчас живет народов на земле? Можно считать государств около 200. Народов, может быть, несколько сотен. А Земле  были и сгинули сотни других народов, которые как-то не вписались и не смогли существовать дальше во многом потому, что вели, возможно,  неправильный, неблагочестивый образ жизни, и по грехам их Господь пресек жизнь этих народов.

И поэтому нам, конечно, особенно важно обратиться к исторической памяти предков, к нашей вере православной, и сейчас такое возрождение идет, происходит введение «Основ православной культуры» в школе, происходит расширение и умножение церковных приходов, церковных общин. Не все, может быть, знают такую цифру: почти 80% жителей России по разным подсчетам заявляют себя православными. Мусульманами называют себя 6%, а  атеистами – 2–3%, остальные – не определились. Другие религии: буддизм, иудаизм – лишь незначительные доли процента. Но, к сожалению, не все из тех, кто считают себя православными, брали когда-либо даже в руки Священное Писание, не говоря уже об исторических сочинениях. Популяризация нашей литературы, популяризация наших знаний, основанных на Священном Писании, является важнейшей задачей и Русской Православной Церкви, и всех нас, православных людей.

К сожалению, до сих пор учебники, по которым учатся в школе, институтах, и даже многие учебники, по которым учатся в духовных академиях и семинариях, я имею в виду учебники не только по истории, но и по другим научным дисциплинам, написаны в богоборческие времена и содержат искаженные представления о мире, основанные на атеистических, богоборческих взглядах. История – та наука, которая позволяет поставить все на свои места и нести правду людям. Наш культурно-просветительный фонд на протяжении последних четырех лет ведет последовательную работу по созданию новых учебников истории, написанию новых монографий по истории России, хотя в перспективе, наверное, мы будем работать и над учебниками по всемирной истории.

Мы сталкиваемся с очень большими трудностями. Вот простой пример: мы изучали гимназические учебники Царского времени, и что же мы обнаружили? Возьмем описание французской революции. В первой трети XIX века об ужасах этой богоборческой, масонской революции, о массовых убийствах, о трагедии французского народа в конце XVIII века писали искренне и честно, как о великих злодеяниях. Тогда с трагизмом описывали судьбу французской королевской четы, незаконно осужденной и казненной, и миллионов убитых простых французов, в этих гимназических учебниках Царской России так об этом и говорили – как о злодеяниях революционеров, безбожников и богоборцев. И называли злодеями Робеспьера, Марата и других мерзавцев. Уже в середине XIX века описание стало более спокойным, более холодным, а в учебниках конца XIX века – начала XX века описание французской революции почти не отличалось от советских учебников, я помню вот слова гимназического учебника истории 1914 года, получившего разрешение на использование в гимназиях. Там описывалось: да, вот убили столько-то людей, Робеспьер в какой-то момент пытался ограничить убийства, а Марат, наоборот, считал, что надо убивать в сотни и даже тысячи раз больше. И описывалось это так, как будто речь идет не о живых людях из плоти и крови, а о каких-то там животных, свиньях или коровах. Конечно, такой подход к истории недопустим. Он уже привел Россию к колоссальным жертвам богоборческой революции 1917 года, начавшейся масонским февральским переворотом и продолженной большевицким октябрьским переворотом и гражданской войной 1918–1922 годов.

Наше описание истории должно быть основано на православном взгляде, на понимании ценности жизни каждого человека, дарованной ему Богом, на Священном Писании, Священном Предании, на подлинных исторических источниках. И такой подход будет строго научным.

Я вот хочу уточнить; в программу конференции вкралась небольшая опечатка, не научно-православный взгляд, а научный православный взгляд. Потому что настоящий православный взгляд – он всегда научный. И по-настоящему научный взгляд – всегда православный. Мы веруем во Святую Троицу – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго. И веруем в непреложность Священного Писания и Священного Предания. И веровать мы должны не только находясь в храме, в монастыре, а каждую секунду своей жизни, в том числе и изучая различные науки, изучая историческую науку, и свято и точно веровать, что мир сотворен, соответственно, 7521 год назад и история человеческая насчитывает 7521 год. Не больше не меньше. Мы веруем, что Потоп Всемирный, который уничтожил всех людей за их грехи, совершился соответственно в 2262 году от Сотворения мира и выжила только семья Ноя, его жена, три сына каждый со своей женой, от которых произошли все мы. А не как пишут в бредовых дарвинистских советских учебниках, что якобы человек жил в стадах еще 100 тысяч лет назад. Ведь даже из сохранившихся памятников архитектуры, литературы и других артефактов видно (и с этим согласны все исследователи), что все древнейшие цивилизации – египетская, шумерская, не говоря уже о  индийской или китайской, они все послепотопные – начали свое существование после потопа, после 3246 года до нашей эры.

Изучая наследие наших русских летописей, мы должны понимать, что летопись – это не просто исторические сочинение. Многие из старинных русских летописей являются частью Священного Предания нашей Русской Православной Церкви и нашего народа. «Русский хронограф», созданный в стенах этого великого Иосифо-Волоцкого монастыря, учениками Святого Преподобного Иосифа Волоцкого, прежде всего, его племянником и учеником преподобным Досифеем (Топорковым), и является таким образцом совершенно современного научного православного подхода к истории мира. В этом произведении, начиная с первых его страниц, история основывается на Священном Писании, излагается то, что известно нам по книгам Священного Писания, Ветхого и Нового Заветов, с использованием, конечно, дополнительных преданий, которые имеют подтверждение в православной традиции. А авторы (возможно, это был коллективный труд, возможно, кто-то помогал из монахов достопочтенному Святителю Досифею Топоркову) собрали все известные им произведения и постарались воплотить на пятистах страницах, в сегодняшнем формате, историю всего человечества. Для них и для нас история человечества – это, прежде всего, история отношений человека с Богом и история грехопадения, и история стремления человека к высоте духа к Богообщению. «Русский хронограф» являет именно такой великий образец познания истории мира. Как русские летописи, так и хронографы Ромейской империи (которую с конца XVIII века, западные историки, ошибочно и с целью принижения именуют Византией) излагают историю именно в хронологическом порядке. И этот хронологический подход позволяет видеть и следствия, и причины разных событий. В последнем столетии этот жанр хронологии крайне оскудел: и монографии, и учебники пишутся по принципу тематических направлений: история войн, история монастырей, история иконописи, живописи, но наиболее полно разворачивается православный научный подход именно в хронологии тех или иных событий, когда видно и те грехи, которые совершает тот или иной народ, и видно воздаяние, которое он получает, и так же видно пламенное служение Богу исторических личностей на протяжении всей истории человечества, и то воздаяние, которое получают они тоже от Бога.

В «Русском Хронографе» впервые в России на русском языке были соединены в полном объеме события мировой истории, в том числе истории Великой православной Ромейской Империи и Истории Руси – России как продолжательницы православной Ромейской Империи, хранительницы вселенского Православия. Именно в «Русском Хронографе» как литературном, духовном и историческом сочинении наглядно воплотилась и нашла свое подтверждение концепция Москва – Третий Рим, Москва – грядущий Новый Иерусалим. «Русский Хронограф» на века стал одним из самых популярных исторических сочинений на Руси.

Недавно в нашем обществе была большая дискуссия, в результате которой был создан перечень из ста книг, которые нужно прочитать любому образованному гражданину России. В большинстве своем в эту сотню вошли достойные книги. Есть там, конечно, и разная ерунда типа «Золотого теленка» Ильфа и Петрова, но, в целом, вошли достойные книги, в том числе вошла одна из книг нашего автора профессора Александра Боханова, об Императоре Александре III. Если создавать такой список книг по истории России, их может быть не обязательно 100, пусть 40-50, но «Русский хронограф» должен обязательно войти в этот список. Это нам сейчас лишь иногда кажется, что он в чем-то устарел. Может быть наоборот – это мы отошли от истины. Все мы, к сожалению, в большинстве своем воспитывались в советское время, по советским учебникам, и нам порой трудно понять ту глубину духа, которая содержится в книгах наших замечательных славных предков. И я думаю, что, несомненно, «Русский хронограф» заслуживает и издания большим тиражом, и включения вот в такой особый перечень книг, рекомендованных для чтения по крайней мере студентам, проходящим курс всемирной истории. Ну и, наверное, всем слушателям духовных семинарий и духовных академий. Надо сказать, что его язык, его методология гораздо проще для понимания порой, чем многие ветхозаветные книги, потому что он как-то адаптирован для нашего сознания. Книги Ветхого Завета записывались 2,5-3,5 тысячи лет назад, а «Русский хронограф» написан «всего» 500 лет назад. Гораздо ближе к нам. Ну, еще самое важное, что мы можем почерпнуть из него – это именно методологию описания всемирной истории в хронологическом порядке, методологию хронографа, где виден взгляд, отличный от взгляда позитивистского, который в последние 200–300 лет стал свойственен исторической науке. Когда представляется история человечества как некий прогресс: дескать, все наши предки были менее умные, менее понимающие, а с каждым десятилетием, столетием человечество становится все более умным, все более прогрессивным. Вот только, правда, здесь непонятно, как же это самое прогрессивное человечество все больше войн допускает, все больше жертв приносит людских. Как же  это прогрессивное человечество  допускает, что по-прежнему при изобилии продуктов питания в одних странах, в других странах люди умирают от голода!

Так вот, «Русский хронограф» дает нам образец противного позитивистскому методологического подхода, когда с благочестием взирают на великих предков, которые по своему и духу, и уму на порядки превосходили нас, грешных. И, думаю, что вот такой методологический подход имеет особенно важное значения для всех, кто занимается сегодня русской и всемирной историей. Будет впоследствии выступать мой соавтор по хронологии XVI века, по Хронологии Царствования Иоанна Васильевича Грозного – Павел Геннадьевич Петин. Мы около года работаем над такой хронологией, которая в некотором смысле использует методику «Русского хронографа». Он подробней осветит этот вопрос.

Заканчивая свой доклад, я хотел бы обратиться к Вам со следующим призывом. По милости Божией, в последние несколько недель я присутствовал при некоторых патриарших службах, в том числе и в Успенском Соборе Московского Кремля и хотел бы вспомнить слова нашего Святейшего Патриарха Кирилла, который говорил о нынешних днях – о четырехсотлетии воцарения Дома Романовых, о столетии прославления Патриарха Гермогена. Его Святейшество отмечал те великие Соборные решения, которые были приняты в 1613 году. Обретение русским народом на Царство Михаила Федоровича Романова, тот подвиг Патриарха Гермогена возможен был именно потому, что русские люди православные, Православная Церковь могла выступить и прямо сказать о тех беззакониях и нестроениях, которые были в тогдашней России. Я пересказываю слова нашего Патриарха. Святитель Патриарх Гермоген отдал жизнь за то, что не принял решения некоторых представителей элиты русского общества начала XVII века о приведении на Царство королевича Владислава. Хотя с чисто практической точки зрения это решение некоторым казалось удобным. Его Святейшество Патриарх Кирилл отметил замечательную особенность всех Царей из дома Романовых: «Никто из них не допустил сокращения территории России». В этом Патриарх Кирилл увидел их великий подвиг.

Я призываю всех участников конференции, следуя словам нашего Патриарха, выступить и сегодня с обращением к Президенту России  Владимиру Владимировичу Путину о лишении предателя Михаила Горбачева награды – ордена святого Апостола Андрея Первозванного, о закрытии его фонда и суда над этим преступником, который на протяжении целого ряда лет, находясь у власти, способствовал развалу нашей страны, разрушению нашего государства и во многом создал те проблемы, с которыми сталкивается сегодня наша распавшаяся страна, которая называется сейчас уже по-разному: РФ, Украина, Белоруссия, Казахстан и тому подобные. Мерзавец Горбачев разрушил то, что собирали наши предки не только потом, а, в основном, кровью, кровью и кровью. Наши отцы, деды, прадеды, проливали свою кровь, чтобы Россия была великой и могучей державой от Карпат и Балтийского моря до Тихого океана, от Мурманска до Ашхабада и Памира. К сожалению, это во многом сейчас разрушено. И человек этот продолжает пребывать среди нас совершенно спокойно, он уверен, что его преступные деяния останутся безнаказанными. Это, конечно, не тема конференции нашей, но призываю всех участников наших, кто захочет, подписать соответствующее обращение к Владимиру Владимировичу Путину, которое мы составим. Спасибо за внимание.


Дата публикации: 18.03.2013

Поддержите культурно-просветительный фонд.


Ваши пожертвования на сохранение национальной культуры,
это неоценимый вклад в развитии общества.



Православный календарь

7533 год от сотворения мира
2024 год от Рождества Христова

Сегодня
15 ноября
(02 ноября ст.с)

15 ноября
Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери (1654–1655)


16 ноября
Мчч. Акепсима еп., Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV). Обновление (освящение) храма вмч. Георгия в Лидде (IV). Сщмч. Николая и мч. Павла (1918). Сщмчч. Василия, Петра, Василия, Александра, Владимира, Сергия, Николая, Викентия, Иоанна, Петра, Александра, Павла, Космы пресвитеров и Симеона диакона (1937). Мц. Евдокии (1938). Сщмч. Сергия диакона (1942). Мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320). Прп. Акепсима (IV). Прав. Снандулии (IV).

Обращение
В.В. Бойко-Великого

К сотрудникам «Русского Молока» и всех компаний, входящих в группу компаний «Вашъ Финансовый Попечитель».

Награды Фонда



Поиск по сайту


Фотогалерея

Народ требует от власти соблюсти закон и решения судов!
Выступление священника
Мария Аверьянова, директор «Русской школы»
Демонтаж лика Спасителя

Популярное на сайте

Авторская мода


Русский, одевайся по-русски!


Установлена награда в 100 тысяч рублей за сведения об организаторах преступной группы «PussyRiot»


Пожертвовать

Внести пожертвование.


ОАО «Вашъ финансовый попечитель» ОАО «Русское Молоко» Газета «Рузский курьер» Академия Российской Истории Фонд «Возвращение» Русский Издательский Центр