Публикации

ВОССТАНОВИТЬ ПРЕРВАННУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ТРАДИЦИЮ!

Вторая седмица Великого Поста называется Неделей Торжества Православия. В наше время священнослужители в воскресных проповедях обычно поясняют, что этот праздник установлен в 843 году в Византии, когда св. императрица Феодора окончательно низвергла ересь иконоборчества и восстановила православные каноны Церкви. Диакон Андрей Кураев характеризует его, как «день памяти победы над последней из больших ересей эпохи Вселенских соборов».

Но стоит отметить, что до революции в годичном цикле богослужений Неделя Торжества Православия занимала совершенно особое место, для нее существовал специальный чин, и данный праздник считался чрезвычайно важным, отмечался в нашей стране ярко и величественно. Обратимся к дневникам святителя Николая Японского, описавшего этот обряд 1 марта 1870 года в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга:

«Собор был залит народом; то было живое море, тихо, без шума колебавшееся тем колебанием, когда на море видны только легкие струйки. Если в Пасху собор вмещает… до 20 тысяч народу, то сегодня, наверное, было не меньше 15 тысяч... Трогательно зрелище такой массы народа, стоящей как один человек в молитвенном духе пред Лицом Всевышнего!... Но что за трогательная и торжественная минута, когда, в конце молебна, протодиакон (Пятницкий) взошел на кафедру и запел: "Кто Бог Велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, Творяй чудеса Един!"

То настала минута, единственная в году, когда Церковь, как Богоучрежденное Общество, торжественно повторяет свои Правила, свой Символ, и торжественно же заявляет, что все, кто не хотят держаться этих правил, отвергаются ею, как не ее члены, а чужие ей, прежде ее слова сами собою уже отлучившиеся от общения с нею… По прочтении Символа протодиакон громогласно прочел: "Сия Вера Православная, сия Вера Отеческая, сия Вера вселенную утверди!" То – твердый голос Церкви, провозглашающей свои правила; нет в нем мягких нот, нежных звуков; нет надежды врагам Церкви на слабость ее, малодушные уступки и сделки; веяние Духа Божия, сказавшего: "Врата адова не одолеют ей!", слышится и ощущается во время того пения.

По восхвалении Бога, Зиждителя Церкви, и Святых Отцов, богозданных столпов ее, протодиакон стал провозглашать: "Неверующим в Бога - Творца вселенной, а мудрствующим, что мир произошел сам собой и держится случайно, - анафема! Неверующим в Искупителя и Искупление - анафема! Неверующим в Святаго Духа - анафема! Не верующим в Святую Церковь и противящимся ей - анафема! Не почитающим святые иконы - анафема! Изменникам Отечеству и Престолу - анафема!" При каждом провозглашении слышалось троекратное пение слова: "Анафема!"

Боже, что за впечатление этого пения!... Слышится голос невидимых певцов, подтверждающий голос Церкви, отлучающий несчастных, уже отлучивших себя самих; но то – голос, растворенный печалью и любовью; то – рыдающая мать, отвергающая своих недостойных детей, но еще не без надежды для них; им вслед звучит нота материнской любви, без слова зовущей их опять на лоно матернее – не опомнятся ли несчастные, не тронет ли их скорбь матери, не оглянутся ли они на свое положение и не познают ли весь ужас его? Без слез, без рыданий невозможно было слушать это трогательное "Анафема!"… Это чудное, и грозное, и любвеобильное "Анафема!" еще звучит у меня в ушах, им полна моя душа, и я плачу в сию минуту слезами умиления».

Как видим, богослужебный праздничный чин Недели Торжества Православия традиционно, еще по канонам, пришедшим в нашу страну из Византийской империи, включал в себя утверждение Символа и догматов Святой Церкви, а наряду с этим – анафему безбожникам, еретикам, к которым однозначно приравнивались также изменники Отечеству и Престолу.

Представляется важным подчеркнуть совпадение, что в последний раз данная служба совершалась в России 19 февраля (4 марта) 1917 года. Революция началась через четыре дня после этого, как раз в Неделю Торжества Православия. Таким образом, все лица, инициировавшие и поддержавшие переворот, заведомо попадали под вечное проклятие. Стоит ли удивляться последующим бедствиям?

В 1918 году описанный чин с анафемствованием безбожников и изменников по понятным причинам уже не служился. У власти находились большевики, и подобный обряд означал бы открытый вызов им со стороны иерархов Церкви. Но и решений об отмене традиционного обряда празднования Недели Торжества Православия в материалах Поместного Собора 1917 – 1918 гг. найти не удается. Очевидно, он был упразднен «явочным порядком», поскольку его сочли слишком опасным, и священнослужители не желали навлекать репрессии на себя и паству.

Однако сейчас таких причин давно уже нет. А духовная суть древнего чина празднования Недели Торжества Православия представляется по-прежнему ключевой для сохранения и укрепления Христовой Веры. Мало того, в наши дни она становится весьма актуальной в связи с нарастающими внешними и внутренними угрозами для безопасности нашего Отечества. Поэтому мы, православные миряне, обращаемся в Священный Синод Русской Православной Церкви с настоятельным прошением рассмотреть данный вопрос и восстановить в богослужебных канонах прерванную дореволюционную традицию – столь важную и никем не отмененную. Ведь это необходимо именно для Торжества Православия. 

Валерий Шамбаров и Региональная общественная организация «Единые народные общинные товарищества» (РОО «Е.Н.О.Т.)


Дата публикации: 01.03.2017

Поддержите культурно-просветительный фонд.


Ваши пожертвования на сохранение национальной культуры,
это неоценимый вклад в развитии общества.



Православный календарь

7527 год от сотворения мира
2017 год от Рождества Христова

Сегодня
22 июля
(09 июля ст.с)

22 июля
Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского (I). Сщмч. Константина пресвитера (1918). Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Прмчч. Патермуфия, Коприя и мч. Александра (361-363). Прпп. Патермуфия и Коприя Египетских (V). Свт. Феодора, еп. Едесского (IX). Колочской (1413) и Кипрской в с. Стромыни (Московская обл.) икон Божией Матери.


23 июля
Положение честно́й ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625). Мучеников 45-ти в Никополе Армянском: Леонтия, Маврикия, Даниила, Антония, Александра, Ианикита, Сисиния, Менеи, Вирилада и прочих (ок. 319). Прп. Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов (1073). Сщмчч. Петра и Стефана пресвитеров, Георгия и Нестора диаконов (1918). Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мч. Аполлония (III). Мчч. Вианора и Силуана (IV). Преподобных пустынников египетских, огнем и дымом уморенных (ок. 398). Прпп. Евмения (1920) и Парфения (1905) Гортинских. Коневской иконы Божией Матери.

Обращение
В.В. Бойко-Великого

К сотрудникам «Русского Молока» и всех компаний, входящих в группу компаний «Вашъ Финансовый Попечитель».

Награды Фонда



Поиск по сайту


Фотогалерея

Храм Христа Спасителя.
Митрополит Калужский и Боровский Климент открывает выставку
Крестный ход.
В.В.Бойко-Великий и протоиерей Александр Салтыков

Популярное на сайте

Русский, одевайся по-русски!


Обращение к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву и Премьер-министру России В.В. Путину


Установлена награда в 100 тысяч рублей за сведения об организаторах преступной группы «PussyRiot»


Пожертвовать

Внести пожертвование.


ОАО «Вашъ финансовый попечитель» ОАО «Русское Молоко» Газета «Рузский курьер» Академия Российской Истории Фонд «Возвращение» Русский Издательский Центр