Публикации
Как многие знают, при вскрытии гробниц в Архангельском соборе Московского Кремля в 1963 году, проводившемся группой Герасимова, и последующем исследовании останков Царя Иоанна Васильевича и его сына Царя Феодора Иоанновича было обнаружено значительное количество ядов, которые, по всей вероятности и вызвали смерть обоих благоверных Царей, местночтимых святых [1]. Этот исторический факт смущает некоторых христиан, которые приводят слова Спасителя, обращенные к ученикам: «аще и что смертно испиют, не вредит их» (Мк. 16:18).
Вначале необходимо сделать небольшую оговорку. Проповедуя в среде язычников, Апостолы часто были вынуждены есть и пить с теми, кто при приготовлении пищи и питья не соблюдал Ветхозаветные Заповеди о том, что пригодно в пищу, а что нечисто (Лев.11), а несоблюдение Заповедей —смертно духовно. Поэтому не только возможность отравления ядами, но и возможность греховного вкушения нечистого с язычниками не могла не волновать учеников. Не случайно Апостолу Петру впоследствии в видении было дано разъяснение этого. (Деян.10:9-17) Но вернемся к теме отравления ядами.
Надо сказать, что слова Спасителя были обращены к Апостолам в конкретной ситуации их великого особого служения — просвещения языков во всей вселенной. Этими словами Учитель укреплял и подбадривал Своих Учеников, давал им не только защиту от покушений, но и еще один аргумент в словах проповеди веры в Истинного Бога. Как мы знаем из Священного Предания, Апостолы получили от Бога разнообразные дары: и дар прозрения, и дар чудотворения, и дар врачевания болезней наложением рук, дар глаголания незнакомыми языками и иные многие дары. Как говорил Апостол Павел, «Разделения же дарований суть, а тойжде дух: и разделения служений суть, а тойжде Господь: и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех. Комуждо же дается явление духа на пользу: овому бо духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе: другому же вера, темже духом: иному же дарования исцелений, о томже Дусе: другому же разсуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков» (1Кор. 12:4-10). И далее: «И овых убо положи Бог в Церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей: потом же силы, таже дарования исцелений, заступления, правления, роди языков. Еда вси апостоли? еда вси дарования имут исцелений? еда вси языки глаголют? еда вси сказуют? Ревнуйте же дарований больших» (1Кор. 12:28-31). То есть, какими бы дарами не были одарены святые, все они от одного Духа, и каким быть сему дару, решает Сам Господь.
Действительно, в житиях некоторых святых мучеников, пострадавших во времена Императора Диоклетиана и других языческих Императоров–христоборцев, да и в последующие времена, встречаются повествования о том, как мучители давали христианам–мученикам выпить смертельный яд, не имевший над ними действия. Такие эпизоды есть в житиях Апостола от 70-ти священномученика Ермия, Святого мученика Виктора, священномученика Феопемпта, Патриарха Александрийского Иоакима, преподобномученика Михаила Черноризца, мученицы Фотины и других. Почему же почитаемый с XVII века в Московской земле Святой Благоверный Царь Феодор Иоаннович и его отец, Царь Иоанн Васильевич, почитаемый многими как Святой Великомученик, погибли от ядов? Может ли смерть от яда стать поводом усомниться в святости, в мученическом подвиге?
Святитель Григорий Двоеслов в Гомилиях на Евангелие говорит об этих знамениях, что «они необходимы были в начале Церкви. Ибо для того, чтобы Вера возрастала, надобно было воспитывать ее чудесами; потому что и мы, насаждая дерева, дотоле поливаем их водою, доколе уверимся, что они уже укрепились в земле; и если они пустили уже корень, то мы перестаем поливать. Поэтому и Павел говорит: «языцы в знамение суть не верующим, но неверным» (1Кор.14:22)». Так же и иные внешние дары даются проповедующим Истину для вразумления неверующих.
В большинстве житий смертельный яд подносился мученику открыто, как испытание. И испытание это было настолько серьезным, что язычники (или иноверцы, как, например, султан, мучивший Патриарха Александрийского Иоакима по наущению иудеев) под впечатлением от силы веры мученика, часто сами обращались ко Христу.
К сожалению, в более поздние времена не только в среде языческой, но и в среде тех, кто должен был являть собой пример верности и веры, поселялись зависть, злоба, соперничество, «удобопоползновенность ко греху». Приближенные Христианских Императоров, вместо того, чтобы верно служить им и защищать от врагов, сами становились врагами и замышляли всевозможные козни, вплоть до покушений на убийство, среди которых отравление казалось злодеям наиболее легким в осуществлении.
Именно поэтому большинство православных Ромейских Императоров и Наследников престола (в том числе, прославленных в лике святых) по тысячелетней Ромейской традиции с детства специально регулярно принимали противоядия, способствующие выживанию при возможном отравлении. Из-за этого среди них так мало было случаев смертельных отравлений от врагов. Гораздо больше Ромейских Императоров и претендентов на престол, умерших не своей смертью, погибали в битве, или казнёнными противником, или в тюрьме, от голода. Или их ослепляли, так как, по Ромейскому закону, ослеплённый не мог долее оставаться Императором.
Таким образом, благочестивые христианские греческие Цари следовали словам: «не искушай Господа Бога своего» до такой степени, что, зная о «профессиональной» угрозе своему служению Помазанников Божиих, не готовы были испытывать милость Божию: сохранит их Господь Бог от отравления или нет, и заранее принимали противоядие.
Конечно же, и мы не можем относить слова Спасителя буквально к каждому христианину, пусть даже благочестивому и верному Господу нашему Иисусу Христу и Заповедям Божиим. Не стоит христианину, даже вполне благочестивому, дерзать вкушать недоброкачественную пищу или напитки, не говоря о яде. Нужно помнить, что сказано: «Рече (же) ему Иисус: паки писано есть: не искусиши Господа Бога твоего». (Мф.4:7) Господь не давал обещания всем своим верным, что яды им не повредят.
Многие Святые мученики и исповедники, зная, что им предстоит испытание ядом, готовились к этому испытанию сугубым постом и молитвой, прося у Господа дарования им особой исключительной Милости и спасения от яда для посрамления язычников и неверных и обращения их от зла и беззакония к Господу нашему Иисусу Христу. Молились сами и призывали молиться за них всю Церковь, как, например, делал это Александрийский Патриарх Иоаким, современник Царя Иоанна Васильевича. Надо сказать, что однократное принятие яда святителем Иоакимом не прошло бесследно и нанесло вред его здоровью: как свидетельствуют арабские хроники, он потерял свои волосы, тело его исхудало и все сгорбилось, и хотя он прожил больше ста лет, испытал он много болезней.
Мы можем также вспомнить из истории России, где не было традиции принимать противоядие, что Святой Благоверный Князь Ярослав Всеволодович, местночтимый Святой Владимирской епархии [2], отец Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского [3], в 1246 году совершил долгое путешествие в столицу империи Чингиз-хана Каракорум. Получив уже ярлык на Великое Княжение от хана Гуюка, наследника Чингиз-хана, он по боярским интригам оказался не мил ханше Туракине, которая, пригласив его на трапезу, дала испить из своих рук питье с ядом, после чего Ярослав Всеволодович почувствовал себя плохо и вскоре умер. Тело его все посинело, из чего сопровождавшим его боярам стало ясно, что он умер от отравления. Надо сказать, что его сын, Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский умер так же, во время возвращения из Орды от хана Берке, выполнив свою дипломатическую миссию и защитив Русь от ханской немилости. Он скончался в 1263 году около города Городца на Волге, и многие считают, что его кончина последовала от того, что в Орде ему дали отравленную или недоброкачественную пищу или питье.
Царь Иоанн Васильевич много раз, по слову Спасителя, оставался в живых, даже будучи отравленным. Необходимо вспомнить его тяжелую болезнь, «горячку» 1553 года, весьма похожую на отравление, в результате которой он чуть не умер, отравление его первой супруги Царицы Анастасии в 1560 году, отравление его второй супруги Марии Темрюковны в 1569 году. Царь с Царицей ели и пили вместе, одно и то же, но обе Царицы, видимо, по своей женской немощи, не смогли противостоять яду и умерли от него, а Царь, по Милости Божией, справился с отравлением. Видимо, эти три случая все же нанесли серьезный удар по его телесному здоровью, и когда Царя начали тайно травить четвертый, пятый или десятый раз, его организм уже не смог противостоять совершаемому злодейству. В отличие от описанных случаев из житий святых, где яд давался открыто, демонстративно, поэтому и противостояние яду имело такой сильное вразумляющее действие, Царя травили «ближние», яд предательски давали руки приближенных, и судя по многократным попыткам отравления, вразумить их было непросто. Надо также иметь в виду, что наряду с отравлением, злодеи порой использовали и другой метод — неправильное лечение, когда одновременно с ядом давались лекарства, не способствующие излечению болезни, а наоборот, ускоряющие развитие заболевания.
Можно вспомнить безвременную кончину Императора Александра III Миротворца. Сегодня, после вскрытия его гробницы в 2015 году, мы точно знаем, что ядом он не был отравлен. Как известно, ему был поставлен неправильный диагноз, назначено неправильное лечение (лечили болезнь почек, а проблема была в сердце), болезнь сердца развивалась, и возможно, это неправильное лечение было назначено докторами вполне сознательно [4].
Поэтому, в случае с Царем Иоанном Васильевичем Грозным речь может идти не только о многократных попытках отравления, но и о неправильном лечении — «залечивании».
Святитель Григорий Великий Двоеслов, толкуя приведенные выше слова Евангелия, говорит о том, что перечисленные дары Духа проявлялись не только среди Апостолов и во времена Апостольские, но и во все времена, но проявления этих даров могут быть иными: «Добрыми своими увещаниями уничтожая злость в сердцах других, они истребляют змиев. А когда, слушая гибельные советы, не увлекаются однако же к нечестивому делу, тогда они, хотя и пьют смертное, но оно не вредит им» (Беседа 29). В этом смысле, безусловно, дар Божий противостояния не только мышьяку и ртути, но и яду духовному проявился в жизни Царя Иоанна Васильевича и его сына сполна. Еще в юные годы Царь Иоанн смог не поддаться дурным советчикам, окружавшим его и стремившимся воспользоваться его молодостью и недостатком опыта. Позже он имел духовную силу выдерживать удары, наносимые клеветником и изменником Андреем Курбским и подобными ему и не поколебался в своём служении Богу. Свидетельством Царя Иоанна о Христе была вся его жизнь, его особое пред Богом Царское стояние, и то, что он терпел многократное отравление ядами и в конце концов принял смерть от рук тех, кто должен был быть ему верен, отнюдь не говорит о том, что Царя нельзя считать Великомучеником, Великим Свидетелем о Христе, как и считала братия Николо-Коряжемского монастыря и многие другие православные в начале XVII века [1,5]. И мы должны проявить духовное разумение, обнаружить в себе дар противостояния духовному яду клеветы, возводимой до наших дней на великих Государей Русской земли.
[1] В. В. Бойко-Великий. «Почитание в XVII веке Государя Иоанна Васильевича Грозного в Николо-Коряжемском монастыре как благоверного Царя и Великомученика», Московские ведомости, Выпуск 10(3), ноябрь 2017, с.72.
[2] Житие Великого Князя Ярослава Всеволодовича
[3] Житие Великого Князя Александра Невского
[4] Сильный, державный. Жизнь и Царствование Императора Александра III/Е.И. Дронов – М.: Русский издательский центр, 2017. - 712 с.
[5] Коряжемские святцы: С комментариями и пояснениями. – М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2015. – 800с.
Президент Русского культурно-просветительного фонда
имени святого Василия Великого
Василий Бойко-Великий
Дата публикации: 15.12.2017
Поддержите культурно-просветительный фонд.
Ваши пожертвования на сохранение национальной культуры,
это неоценимый вклад в развитии общества.
Православный календарь
7533 год от сотворения мира2024 год от Рождества Христова
Сегодня
14 ноября (01 ноября ст.с)
14 ноября
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии (III)
15 ноября
Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери (1654–1655)
Обращение
В.В. Бойко-Великого
К сотрудникам «Русского Молока» и всех компаний, входящих в группу компаний «Вашъ Финансовый Попечитель».
Награды Фонда
- Орден преподобного Сергия Радонежского
- Удостоверение к юбилейной медали 1000-е Ярославля В.В.Бойко-Великому
- Удостоверение к юбилейной медали 1000-е Ярославля А.В.Бойко-Великой
- Грамота Епископа Смоленского и Вяземского. Получена 17 июня 2010 г.
- Грамота Архиепископа Егорьевского Марка
- Грамота управляющего Белевской Епархией
- Грамота управляющего Белевской Епархией
- Грамота управляющего Белевской Епархией
- Орден святых Царственных Страстотерпцев, утвержденный Черногорской митрополией Сербской Православной Церкви.
Поиск по сайту
Фотогалерея
Популярное на сайте
Авторская мода
Русский, одевайся по-русски!
Установлена награда в 100 тысяч рублей за сведения об организаторах преступной группы «PussyRiot»