Конференция «Научный православный взгляд на ложные исторические учения»
Пленарные доклады - второй день конференции
Надькин Т.Д., д.и.н., доцент, МГПИ им. М. Е. Евсевьева г.Саранск
Антицерковная политика советского государства в годы довоенных пятилеток (по материалам Мордовии).
(стенограмма выступления)Хотел бы поблагодарить организаторов от имени делегации (нас несколько человек) из республики Мордовия за то, что вы дали возможность участвовать вот в таком достаточно высоком международном форуме. Хотелось бы сказать, что в республике Мордовия с 90-х годов делается очень многое для возрождения православия и, конечно, все успехи налицо. Несмотря на то, что мордовский народ принял христианство в массовом порядке в XVIII-XIX веках и, несмотря на 70 лет, когда пытались веру вытравить из народа, но все-таки корни остались, и эти попытки не увенчались успехом.
Что касается темы моего выступления, то хотелось вот что сказать по поводу антицерковной политики... Вот казалось бы в таком небольшом регионе как Мордовия. В 20-30-е годы население Мордовии составляло порядка 1 млн 200 – 1 млн 300 тысяч человек. Т.е. это небольшой регион, но политика по дискредитации, фактическому уничтожению православия и православной культуры очень затронула и нашу республику.
С конца 20-х годов правительство страны провозгласило курс на сплошную коллективизацию и раскулачивание. И одновременно развернулось новое широкомасштабное наступление на Русскую Православную Церковь. Тем более что православная религия по-прежнему оставалась основным конкурентом, препятствующим большевикам в установлении тотального контроля над духовным миром, прежде всего, крестьянского населения.
Отмечу, что более чем 95% населения тогдашней Мордовии проживало в сельской местности. В городах проживало порядка 40-50 тысяч человек из общего количества населения.
Следует отметить, что в большинстве своем православные священники не только сами были против насильственной ломки традиционных социально-экономических отношений в деревне, усиления религиозного гнета, усиления репрессий, насильственного насаждения коммунистической идеологии, вульгарного коллективизма, но и призывали свою паству не поддерживать политику государства.
Советская власть однозначно расценила то сопротивление крестьянства, особенно в ходе государственных заготовок хлеба в 1927-1929-х годах как саботаж, как «контрреволюционные действия кулаков в союзе с попами».
О том, что репрессии против Церкви стали раскручиваться не только вширь, но и вглубь, т.е. против, прежде всего сельских священнослужителей, которые были наиболее близки по духу жителям сел и деревень, свидетельствует принятая в мае 1929 года постановление СНК СССР под названием «О признаках кулацких хозяйств, в которых должен был применяться кодекс о труде».
В нем среди признаков кулацких хозяйств оказалось служение их членов религиозному культу, приравненное к нетрудовым доходам. В мордовском округе (он был создан в июле 1929 года) в конце лета 1929 года окружная налоговая комиссия (ОНК) утвердила дела по 2602 хозяйствам, из которых 463 хозяйства или 17,8% были у служителей религиозного культа.
Выполнение хлебозаготовительного плана в 1929 году сопровождалось репрессиями против сопротивляющегося сельского населения Мордовии. Только в течение октября 1929 года окружным судом было рассмотрено 50 дел по статье 58 УК РСФСР. В числе 77 осужденных оказались 5 священников, из них четыре было расстреляно и один псаломщик, тоже расстрелян.
Принятое в конце 1929 – начале 1930 года решение партии советского правительства привели к развертыванию в регионе безудержной гонки за темпами коллективизации и массовому раскулачиванию не только зажиточных крестьян, но и середняков и даже бедняков. На местах пытались как можно скорее расправиться как с кулаками, так и с другими представителями, так называемого «советского элемента».
Например, исходя из призывов газеты «Правда» от 11 января 1930 года, «объявить кулачеству войну не на жизнь, а на смерть», на совещании секретарей окружкомов ВКП (б) Средне-Волжского края по вопросу о «кулачестве» было отмечено, что в крае примерно 70 тысяч кулаков, в число которых вошли часть попов и часть «антисоветского элемента», которых по экономическим признакам нельзя было отнести к кулакам.
Крестьяне, как могли, противились действию властей по закрытию и разрушению церквей, аресту священнослужителей, которые активизировались в с конца 20-х годов. Только за первую четверть 1930 года по Мордовской автономной области (создана в январе 1930 года) было отмечено 178 массовых выступлений, в которых по неполным данным приняло участие более 35 тысяч человек. При этом если за 1928 год было зарегистрировано 5 выступлений на религиозной почве, в первом полугодии 1929 года (март-май) – 1, то только за два месяца январь-февраль 1930 года – 6 выступлений. Это по неполным данным. Поводом к другим выступлениям также были действия местных властей в отношении местных священнослужителей.
Пример такого выступления. В августе 1929 года в селе Мордовские Поляны Зубово-Полянского района было решено закрыть церковь. Священнику предложили уехать из села. Тогда жители местного села устроили митинг возле сельсовета. В ответ властями было возбуждено дело по обвинению 64 человек, жителей различных деревень Зубово-Полянского района в систематической антисоветской деятельности, направленных на борьбу против проводимых советской властью мероприятий на селе.
Центром этой контрреволюционной группировки было объявлено село Зарубкино, а руководителем – благочинный города Беднодемьяновск (тогда входил в состав Мордовии) священник П.П. Дмитриевский. По итогам следствия судебная тройка ОГПО в октябре 1929 года постановила 13 человек освободить, 10 расстрелять, 31 приговорить к заключению в исправительно-трудовой колонии на различные сроки. И десять человек объявить находящимися в розыске.
В селе Посоп Саранского района в ходе волнений на религиозной почве 2 января 1930 года было зафиксировано 300 участников выступлений. В с. Кученяево Ардатовского района 12 февраля т.г. – 200 человек, в с. Дубровка Торбеевского района – 500. Т.е. выступления были достаточно массовыми.
Довольно крупным и известным было так называемое «ладское дело» с.Лада, по которому в 1929-30-х годах проходило 85 человек и опять среди главных «идеологов» контрреволюционной группы, якобы действовавших в с.Лада и 17 пунктах Ромодановского района МАО названы священник Смирнов и сын бывшего священника с.Лада Успенский.
В связи с делом так называемого «Ладско-Трофимовского антисоветского центра» храм был закрыт и разграблен, а все священники арестованы и осуждены на разные сроки.
За участие в антисоветских выступлениях за период январь-апрель 1930 года МООГПУ было арестовано 2363 человека. Среди осужденных оказались представители духовенства – 106 человек, 33 монаха. Согласно данным учета изъятого за февральско-мартовскую операцию 1931 года антисоветского элемента из 1005 арестованных к духовенству и церковникам относились 187 человек. Конечно, ни в одном обвинительном документе не было сказано, что людей судили за религиозные убеждения. Включать такие формулировки в официальные юридические документы формально не позволяло советское законодательство, провозглашавшее свободу совести.
Однако частым формальным поводом к аресту и осуждению были сфальсифицированные обвинения во враждебном отношении к советской власти и в антиколхозной пропаганде. Большинство из проходивших по таким делам крестьян были людьми глубоко религиозными. Власть усматривала в их взглядах опасность для государственных устоев и старалась изолировать верующих от общества.
В донесениях агентов НКВД указывалось, что многие единоличники отказывались от вступления в колхозы, считая их безбожными, греховными организациями.
Во второй половине 30-х годов по всей Мордовии не осталось ни одного постоянно действующего храма. Многие здания шли под слом. Но часть из них передавалась различным организациям, колхозам для их нужд: под колхозные амбары, под склады для стройматериалов, под школы, под клубы и читальни. Я не буду перечислять всё. В одной церкви в с. Кашаево установили электросиловую установку и т.д.
Однако власти не смогли вытравить религиозные чувства селян в ходе коллективизации 30-х годов, они по-прежнему с глубоким почтением относились к православному храму, пусть и нефункционировавшему.
Например, 7 апреля 1930 года, в день религиозного праздника Благовещение в селе Каргашино Зубово-Полянского района собралась толпа женщин с требованиями и криками «Уберите яровизированные семена из церкви! Ибо церковь нужна для богослужения. В силу того что в это время в селе находился работник НКВД Тарасов, он массу уговорил и женщины разошлись». Двое «кулаков», бывшие инициаторы «массовки» были арестованы. В село приехали народный следователь и судья. В результате за невыполнением государственных обязательств 5 кулаков-середняков были осуждены на два года.
В селе Болотниково Лямбирского района 20 июля 1937 года произошло массовое выступление колхозников-единоличников в количестве около 300 человек, имевших целью не допустить слом закрытой в 1935 году церкви. Т.е. сельское население надеялось, что Церковь буде возрождена. И пытались закрытый храм оставить под школу, не под склад, только чтобы не было его сноса этого здания.
Размах деятельности советской власти по уничтожению церквей Мордовской АССР наглядно показывают следующие данные: до октября 1917 года было 529 православных церквей. В 30-м году осталось 438. Т.е. за 15 лет было закрыто 151 здание. В 1934 году – 255, к 1935 году – осталось 71. Т.е. за 5 лет было закрыто 367 храмов.
Конечно, антирелигиозная политика большевиков была направлена не только против Русской Православной Церкви, в массовом порядке в 30-х годах закрывались и мечети. Однако основной удар антирелигиозной борьбы на территории Мордовии, как и в других регионах России, пришелся именно на православие. У нас многонациональная республика. Как минимум три народа: русские, мордва и татары.
К концу 30-х годов в Мордовской АССР функционировали 8 учреждений, в т.ч. 4 мечети. Что интересно, 3 мечети существовали в Лямбирском национальном татарском районе. При этом русские и мордва составляли более 95% населения, а татары – не более 4,5%.
Получается, что на 95% населения функционировали не больше чем 4 церквей. Одна из них была в городе Саранске. Согласно изданной в 2002 году книге «Память: жертвах политических репрессий», всего было репрессировано 13882 человека, из них 742 – служители религиозного культа...
Однако массовые гонения на РПЦ не привели к искоренению религиозного сознания населения Советского Союз. Более того, в сельской местности до 70% населения продолжали верить в Бога и совершать различные религиозные обряды, несмотря на то, что действующих храмов практически не осталось.
Всесоюзная перепись 1937 года показала, что к той или иной религии отнесли себя почти 80% населения обоего пола, из которых 56% отнесли себя к православным христианам.
На этом хотелось бы завершить свое выступление. И буквально одна реплика. И вчера, и сегодня много говорилось о том, что необходимо знать отечественную историю, историю российского государства, но, к сожалению, вчера я хотел задать вопрос уважаемому депутату ГД, что если вы обратите внимание, то в новых стандартах, например, по педагогическому образованию, есть такой предмет «история». Даже отечественной, российской истории как предмета нет. Есть какая-то аморфная история. И если этот стандарт будет действовать, то какую историю вообще будут знать наши студенты?!
Бойко-Великий В.В.: Спасибо большое. Будут вопросы к докладчику?
Востриков С.В., д.и.н., г. Смоленск: ...Расскажите, пожалуйста, о взаимоотношениях в Мордовии между двумя конфессиями: православными и мусульманами?
Надькин Т.Д.: У меня основная тема была по коллективизации, а не по религиозному вопросу в 30-е годы. Но я столкнулся с тем, что увидел новый всплеск антирелигиозной борьбы. Это привело меня и к некоторым мыслям. Что касается взаимоотношений между православием и исламом на территории Мордовии, то там представителей ислама не так много, и конфликтных ситуаций не происходит. Другой вопрос меня волнует, что среди мордвы есть часть, ратующая за возврат к язычеству. Конечно, когда христианская религия пришла в мордовский край, всё было гладко... Но возврат туда, в несколько веков назад, это вообще нонсенс! Это уже неоязычество.
Слушательница конференции: Управляет Мордовией, насколько мне известно, Меркушкин Николай Иванович. О его влиянии на республику я прочитала буквально из документов Центральной Избирательной комиссии, когда избирали президента. Это не политический вопрос. Но этому голосу дали 99% голосов выборов, что свидетельствует о его громадном влиянии на республику. На моих глазах в Темниковском районе было уничтожено 4 церкви. На одном из мест уничтожения церкви стоит до сих пор здание администрации Темниковского района и памятник Ленину.
Наше отношение как православных граждан к Ленину понятно. Почему обладая таким влиянием в республике, мы не уничтожили ни одного памятника Ленину, и вы скажите, что мы восстанавливали храмы, которые стояли и которые на 80% были сохранены, но мы не восстановили ни одного уничтоженного храма, за 20 лет было много возможностей, но не восстановили. Почему?
Надькин Т.Д.: За Н.И. Меркушкина я не могу ответить, почему он не ведет к такой политике. Но с другой стороны, при нем очень много было сделано. Если вы приедете в Саранск, то увидите построенный огромный и прекрасный храм в честь Федора Ушакова. Это много о чем говорит. Что касается памятника Ленину и переименования улиц, например, в том же городе Саранске, то на Советской площади сейчас идут ремонтные работы вокруг памятника Ленину. Ленин у меня вызывает и отрицательные эмоции, и некоторые положительные. И я считаю, что надо об этом думать и, конечно, Советскую площадь переименовать. И может быть, даже памятник Ленину снести...
Бойко-Великий В.В.: Спасибо.
Православный календарь
7533 год от сотворения мира2024 год от Рождества Христова
Сегодня
14 ноября (01 ноября ст.с)
14 ноября
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии (III)
15 ноября
Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери (1654–1655)
Обращение
В.В. Бойко-Великого
К сотрудникам «Русского Молока» и всех компаний, входящих в группу компаний «Вашъ Финансовый Попечитель».
Награды Фонда
- Орден преподобного Сергия Радонежского
- Удостоверение к юбилейной медали 1000-е Ярославля В.В.Бойко-Великому
- Удостоверение к юбилейной медали 1000-е Ярославля А.В.Бойко-Великой
- Грамота Епископа Смоленского и Вяземского. Получена 17 июня 2010 г.
- Грамота Архиепископа Егорьевского Марка
- Грамота управляющего Белевской Епархией
- Грамота управляющего Белевской Епархией
- Грамота управляющего Белевской Епархией
- Орден святых Царственных Страстотерпцев, утвержденный Черногорской митрополией Сербской Православной Церкви.
Поиск по сайту
Фотогалерея
Популярное на сайте
Авторская мода
Русский, одевайся по-русски!
Установлена награда в 100 тысяч рублей за сведения об организаторах преступной группы «PussyRiot»