Конференция «Научный православный взгляд на ложные исторические учения»

  • Открытие конференции
  • Пленарные доклады - первый день конференции
  • Пленарные доклады - второй день конференции
  • Закрытие конференции
  • Доклады, по техническим причинам, не озвученные авторами
  • Доклады, по техническим причинам, не озвученные авторами

    Дементьев Б.П., доктор исторических наук, профессор Пермского государственного университета

    Патриотический подвиг Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны.

    (письменный текст доклада)

        Во все времена у всех народов справедливо считалось, что Церковь играет системообразующую, структурную роль и в обществе и в государстве. Вера, Церковь нужны и бедным и богатым, и отдельному человеку и государству.

        Это понимали все народы и все правители. Вот почему до советского периода в России было 48 тыс. храмов Русской Православной Церкви (РПЦ) и 100 тыс. священнослужителей.

        Советская власть попробовала заменить идеологию Бога на идеологию Коммунизма. Поэтому РПЦ подверглась страшным гонениям и уничтоже-нию. К 1941 г. в 25 областях не осталось ни одного действующего храма, в 20 областях их осталось не более 5. В целом по стране осталось немногим более 100 действующих храмов. Из 150 епископов осталось 4. Было уничтожено более 50 тыс. священнослужителей.

        Но как показала история, идею Бога не удавалось уничтожить никому и никогда. По Всесоюзной переписи населения 1937 г. 2/3 сельского и 1/3 городского населения СССР считали себя верующими.

        Начавшаяся 22 июня 1941 года война, вопреки ожиданиям многих, не обострила отношения РПЦ с государством. Церковь не поддалась искушению рассчитаться за нанесенные ей жесточайшие удары. С первого дня вой-ны руководство РПЦ призвало народ к защите Родины, поддержав этим государство. По всей стране в православных храмах служились молебны за грядущую победу.

        В Ленинграде, несмотря на тяжелейшие условия блокады с 1941 по 1944 гг., православные верующие внесли в Фонд обороны более 13 млн. руб. И это в ситуации, когда выдавали 125 грамм хлеба в сутки, когда смерть от голода косила сотни тысяч людей.

        Так в годину тяжёлых для страны испытаний Церковь своим бескорыстным патриотическим служением убедила власть в своей преданности стране и народу, верности своему призванию - быть духовным пастырем.

        Вслед за заместителем Гитлера по партии Мартином Борманом, прямо заявлявшим (в 1941) о том, что "национал-социализм и Христианство непримиримы", один из идеологов фашизма А. Розенберг писал: "Христианский крест должен быть изгнан из всех церквей, соборов и часовен и должен быть заменен единственным символом — свастикой". Целью войны для Гитлера и его приспешников было расчленение нашей страны и порабощение славянских народов. Поэтому в случае победы Германии Православной Церкви грозило тотальное истребление. Но фашистские идеологи прикрывали свою разбойничью войну именем Бога, называли ее крестовым походом. В пропагандистских целях оккупационные власти исполняли коварное указание Гитлера: "Мы должны избегать, чтобы одна Цеpковь удовлетвоpяла pелигиозные нужды больших районов, и каждая деревня должна быть превращена в независимую секту... Коротко говоря, наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении одной и каждой формы разъединения и раскола". Но, к счастью, этого не случилось. Советское пpавительство изменило свое отношение к Русской Пpавославной Цеpкви.

        С самого начала войны не было препятствий для массовых богослужений и церковных сборов (которые шли, в основном, на помощь фронту), снимались ограничения на религиозную деятельность. Органы власти на местах теперь не препятствовали открытию храмов, прекратились репрессии. Ряд телеграмм представителей православного духовенства с сообщениями о перечислении денежных средств на нужды обороны в первые же месяцы войны появились на страницах центральных газет «Правда» и «Известия», там же давалась информация о работе Православной Церкви. То есть патриотическая деятельность Церкви освещалась в печати и признавалась властью. Из лагерей освободили десятки церковнослужителей, в том числе 6 архиепи-скопов и 5 епископов. Вновь открывались православные храмы. Ещё в 1941 году были закрыты антирелигиозные периодические издания и свёрнута деятельность Союза воинствующих безбожников. На Пасху 1942 года в Москве разрешили беспрепятственное движение по городу на всю ночь. В 1942 году в Ульяновске был собран первый за всю войну Собор епископов. Весной 1943 года правительство открывает доступ к иконе Иверской Божьей Матери, которую привезли из закрытого Донского монастыря на поклонение в Воскресенскую церковь Москвы.

        1943 год можно считать годом официального «потепления» отношений Сталина с православием. В один из июльских дней 1943 года митрополиту Сергию и его ближайшим сотрудникам пришло сообщение о том, что им раз-решено возвратиться в Москву (из Оренбурга). «Компетентные органы» предложили Сергию, митрополиту Ленинградскому Алексию и Киевскому Николаю провести встречу со Сталиным. Сталин принял трёх митрополитов в Кремле. Он говорил о том, что правительство высоко ценит патриотиче-скую деятельность Церкви. «Что теперь мы можем сделать для вас? Просите, предлагайте», - сказал он. В ходе той встречи Сергий был избран патриар-хом. Его кандидатура оказалась единственной, митрополит глубоко занимался делами Церкви. Было принято также решение о создании духовных академий в Москве, Киеве и Ленинграде. Сталин согласился с церковнослужителями по вопросу о необходимости выпуска церковных книг. При патриархе решено было образовать Священный Синод из трёх постоянных и трёх временных членов. Было принято решение об образовании Совета по делам Русской Православной Церкви. Деятельность нового совета курировал Молотов, а «особо важные вопросы» решал Сталин.

        Сталин понял, что коммунистическая идеология вдохновляет лишь часть (меньшую часть населения). Необходимо обращение к идеологии патриотизма, историческим, духовным корням народа. Отсюда учреждаются ор-дена Суворова, Кутузова, Александра Невского. «Возрождаются» погоны. Возрождается официально и роль Церкви.

        В годы войны, в народе ходило предание, что во время обороны Москвы в самолёт поместили икону Тихвинской Божией Матери, самолёт летал вокруг Москвы и освящал границы, как в Древней Руси, когда на поле боя часто выносили икону, чтобы Господь защитил страну. Даже если это была недостоверная информация, люди верили ей, а значит, ждали чего-то подобного от власти. На фронте нередко перед боем солдаты осеняли себя крёстным знамением – просили Всевышнего защитить их. Большинство воспринимали православие как национальную религию. Прославленный маршал Жуков перед боем вместе с солдатами говорил: "Ну, с Богом!". В народе сохраняется предание о том, что Г.К.Жуков возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери.

        Трудно назвать все виды патриотической деятельности духовенства. В прифронтовой полосе при храмах существовали убежища для престарелых и детей, а также перевязочные пункты, особенно в период отступления в 1941-1942 гг., когда многие приходы взяли на себя попечение о раненых, оставленных на произвол судьбы. Участвовало духовенство и в рытье окопов, ор-ганизации противовоздушной обороны, мобилизуя людей, утешая потерявших родных и кров.

        Особенно много священнослужителей трудилось в военных госпиталях. Многие из них были устроены в монастырях и находились на полном содержании монашествующих. Так, например, сразу же после освобождения Киева в ноябре 1943 г. Покровский женский монастырь исключительно своими силами организовал госпиталь, который обслуживали в качестве медсестер и санитарок насельницы обители, а затем в нем разместился эвакогоспиталь, в котором сестры продолжали работать до 1946 г. Монастырь получил несколько письменных благодарностей от военной администрации за отличное обслуживание раненых, а настоятельница игуменья Архелая была представлена к награждению орденом за патриотическую деятельность.

        Всего за патриотическую деятельность почти 40 представителей духо-венства были награждены медалями “За оборону Ленинграда” и “За оборону Москвы”; более 50 удостоены медали “За доблестный труд в Великой Отече-ственной войне”, несколько десятков — медали “Партизану Великой Отече-ственной войны”.

        С самого начала войны начинаются сборы средств в помощь фронту среди верующих на подарки воинам, на содержание раненых, осиротевших детей.

        По инициативе Церкви проводится сбор средств для создания танковой колонны им. Дмитрия Донского, затем на авиационную эскадрилью. Всего за годы войны от РПЦ в Фонд обороны было внесено более 300 млн. руб.

        История дает один из главных уроков: настоящая (то есть во имя чело-века, во имя добра) Вера, Духовность ведут к единению и Победе. А вот без-духовность, безверие ведут в Никуда. И власти и обществу сегодня надо бы помнить об этом.

    Вернуться >>>

    Православный календарь

    7533 год от сотворения мира
    2024 год от Рождества Христова

    Сегодня
    22 декабря
    (09 декабря ст.с)

    22 декабря
    Зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость».


    23 декабря
    Свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1754).

    Обращение
    В.В. Бойко-Великого

    К сотрудникам «Русского Молока» и всех компаний, входящих в группу компаний «Вашъ Финансовый Попечитель».

    Награды Фонда



    Поиск по сайту


    Фотогалерея

    Русскому народу нужна Правда Божия!
    Выступление В.В.Бойко на открытии выставки

    Популярное на сайте

    Авторская мода


    Русский, одевайся по-русски!


    Установлена награда в 100 тысяч рублей за сведения об организаторах преступной группы «PussyRiot»


    Пожертвовать

    Внести пожертвование.


    ОАО «Вашъ финансовый попечитель» ОАО «Русское Молоко» Газета «Рузский курьер» Академия Российской Истории Фонд «Возвращение» Русский Издательский Центр