Конференция «Научный православный взгляд на ложные исторические учения»
Пленарные доклады - второй день конференции
Гераськин Ю.В., Михайловский А.Ю.,
К вопросу о государственно-церковных отношениях в 1938-1940 гг.
(письменный текст доклада)Атеистическая литература советской эпохи посвятила много внимания государственному натиску на религию в 1930-е гг., особенно, деятельности «Союза воинствующих безбожников» (СВБ), провозгласившему третью пя-тилетку «безбожной». На данный период пришелся пик деятельности этой организации, объединявшей согласно атеистическим справочникам 96 тысяч ячеек с числом 3 млн человек. Советские историки утверждали, что СВБ ак-тивно действовал до 1947 года, пока его функции не перешли к Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний . Однако со-ветская литература не давала анализа причин того, почему «безбожная пяти-летка» все-таки не была объявлена официально. Умалчивается факт кризиса в работе организации накануне войны. Попробуем разобраться в этом.
В 1937 году в СССР была проведена Всесоюзная перепись населения. В опросные листы по личному указанию Сталина были внесены вопросы о ре-лигии. В отношении так называемой "живучести религиозных предрассуд-ков" перепись вскрыла, как известно, неожиданную картину. Несмотря на сложную внутриполитическую ситуацию в стране из 97521 тысяч опрошен-ных 55278 тысяч (56,7%) заявили о своей вере в Бога. Из них 2/3 были сель-скими жителями. Молодежь составляла порядка 20% . Большинство людей пожилого возраста, даже из тех, кто когда-то попускал разрушение храмов, оставались верующими. Террор 1937 года породил у значительной части на-селения опасения за свою судьбу, судьбы родных, страх перед неясным бу-дущим и лишь усилил религиозные настроения. С учетом реалий «Правда» в редакционной статье была вынуждена заявить, что «верующие – не враги нашей власти» .
Результаты Всесоюзной переписи населения 1937 года послужили не только причиной для кровавой расправы над духовенством, но и явились своеобразным приговором СВБ. Антирелигиозная пропаганда большевиков к 1938 году перестает носить системный характер и находится на пороге кри-зиса. Тамбовская газета «Кирсановский коммунар» писала: «В нашем районе мы не имеем работоспособной организации СВБ. Оргбюро бездействует. Ячейки СВБ на предприятиях и в колхозах не работают. Антирелигиозной литературы (журнал «Безбожник») на весь район выписывается 41 экземп-ляр, из которых в деревню на 97 колхозов идет только 12. Райполитсовет провел только 6 лекций… Усиление борьбы с религией немыслимо без нали-чия во всех районах, во всех сельских советах крепких, работоспособных ор-ганизаций СВБ» .
В 1938 году на страницах партийной печати неожиданно появляются статьи, посвященные 950-летию Крещения Руси, которое оценивалось как положительное историческое явление . Несмотря на бюджетное финансиро-вание, наличие штатов и территориальной структуры, СВБ практически раз-валился. Его численность упала с 5,6 млн. членов в 1932 г. до 2 млн. В 1938 году число уплачивающих членские взносы уменьшилось до 13%. Упал ти-раж журнала «Безбожник» . Люди устали от казенного, бюрократического стиля работы СВБ и формального членства. В Ивановской области был сам собой распущен театр «Безбожник», курируемый областной организацией СВБ. Один из актеров впоследствии ушел в монастырь ...
Трудно согласиться с мнением петербургского историка С. Фирсова, исследовавшего деятельность СВБ, что местные организации СВБ стали в 1938 г. понемногу восстанавливаться . Скорее всего, на это были направлены энергичные усилия Центрального Совета СВБ. На деле, восстановить потен-циал СВБ в прежнем объеме не удавалось. В ряде регионов эта работа была начата практически с нуля. Архивные дела организаций СВБ регионов Цен-тральной России демонстрируют явный спад даже информационно-надзорной деятельности первичных организаций. Все дело было сведено к формальной лекционной работе.
Антирелигиозная лекционная пропаганда была ограничена рамками освещения естественно-научных проблем. Лекционные циклы состояли из таких лекций, которые стремились обосновать религию физикой, астрономи-ей, химией и биологией. Ряд областных организаций СВБ погряз в наруше-ниях финансовой дисциплины. Но самое главное, после отстранения от руко-водства НКВД Н.И. Ежова под партийно-политическим ударом и чисткой оказалась часть его аппарата. В партийной печати появились обвинения «ле-вых уклонистов» в массовой ликвидации церквей, озлобляющей «отсталую часть» населения, призывы к сдержанности . Комиссия партийного контроля ЦК ВКП(б) получала большое количество сигналов с мест о кризисе работы на «религиозном фронте». Отдел культпросветработы ЦК ВКП (б) просил за-слушать на Оргбюро ЦК доклад Ярославского о работе СВБ .
Ранее планируемая Антирелигиозной комиссией при ЦК ВКП(б) «без-божная пятилетка» не была санкционирована политическим руководством страны, и потому ее провозглашение не состоялось. Если в 1938 г. на IV пле-нуме Центрального совета СВБ Е Ярославский обещал, что «следующее де-сятилетие станет временем полного освобождения масс от реакционного влияния религии», то уже на следующий год член ЦС СВБ Ф. Олещук зая-вил: «Вряд ли в третьей пятилетке удастся преодолеть все религиозные пред-рассудки. Если для перегона в экономике капиталистических стран надо 10-15 лет, то для полного преодоления религиозных пережитков вряд ли можно говорить о сроках более коротких» .
В условиях растущей угрозы военного нападения извне реабилитация идеи сильного государства стала происходить не только на теоретическом, но и практическом уровне. В государственную идеологию стали вноситься им-перские и национальные мотивы, что противоречило марксистскому тезису об отмирании государства. Развернулась широкая кампания по пересмотру истории русского государства, его цивилизаторской роли. Был отмечен юби-лей гибели А.С. Пушкина. В 1937-1939 гг. были отсняты фильмы «Петр I», «Александр Невский», «Минин и Пожарский», первая серия фильма «Иван Грозный». Началась социальная реабилитация института семьи как главной ячейки общества. Были законодательно запрещены аборты и их пропаганда, усложнился развод, увеличились пособия матерям. Все эти мероприятия вла-сти соответствовали русской православной ментальности, настроениям ве-рующей провинции. Возрождая некоторые русские традиции, борясь с на-следием интернационального большевизма, власть сочла необходимым уме-рить пыл воинствующих атеистов. Полоса вынесения смертных приговоров в отношении взятых под стражу священнослужителей и приведения их в ис-полнение, активно осуществляемая осенью 1937 года, весной 1938 года на-чала заканчиваться.
Политическое руководство призывало к сдержанности и умеренности в проведении партлинии в религиозном вопросе. В феврале 1938 г. секретарь ЦК ВКП(б) Г.М. Маленков, предлагавший годом раньше ликвидировать за-конодательство о культах вообще, охарактеризовал как «неправильное… провокационное по своим последствиям» принятие Ярославским облиспол-комом повышенного плана по сбору колокольной меди. В результате в с. Черная Заводь Некрасовского района вспыхнуло массовое выступление ве-рующих, не допустивших сброса колокола с колокольни церкви. Решением Центра был снят с занимаемой должности 1-й секретарь райкома .
В то же время в апреле 1938 г. была упразднена Комиссия по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР, руководимая П.А. Красиковым, быв-шим руководящим работников Наркомюста и Верховного Суда СССР. По сложившемуся мнению, полномочия упраздненной Комиссии были переданы «отделу по борьбе с церковной и сектантской контрреволюцией», который был частью Секретно-политического управления НКВД. На самом деле, счи-тает исследователь А. Лбов, функции Комиссии был переданы местным ад-министрациям, поскольку Секретно-политическое управление НКВД граж-данскими жалобами и делами не занималось . Местные исполнительные ор-ганы были гораздо более наступательно настроены к Церкви, чем Комиссия, но менее воинственно, чем НКВД.
Вплоть до осени 1939 г. серьезных перемен во взаимоотношениях го-сударства, общества и Церкви все же не произошло. С началом 2-й мировой войны, после падения Польши в состав СССР вошли территории с практиче-ски нетронутой религиозной жизнью, не только православными, но и униат-скими приходами. К 1939 году в юрисдикции Московской Патриархии оста-валась только Литва. В июле 1940 года Синод Латвийской православной Церкви ходатайствовал перед Московской Патриархией о воссоединении с Русской Церковью. Автокефалия Польской Православной Церкви, дарован-ная ей в 1923 году Константинопольским Патриархом, никогда Московским Патриархатом не признавалась. К тому же Православная Церковь преследо-валась польским правительством. Все это диктовало необходимость проведе-ния политики, направленную на религиозную терпимость, уменьшение мас-штабов антицерковных акций. После разгрома Германией Польши потенци-альный противник вышел к границам СССР. Военная опасность усиливалась. Открытый активный натиск на религию завершался. Государство пытается демонстрировать веротерпимость.
В то же время «западный фактор» вызвал не только более взвешенный подход на консолидацию населения страны в преддверии реального вступле-ния в войну, но порой и излишнюю настороженность, вплоть до шпионома-нии. В 1940 году у власти стала вызывать озабоченность возможность акти-визации церковной жизни в СССР под влиянием западных территорий. В ря-де городов Орджоникидзевского края прихожане не дали закрыть храмы. На-чалась крестильная миграция из сопредельных к западным территориям об-ластей РСФСР областей. В печати выходят статьи явно с провокационными названиями и содержанием . В феврале 1940 г. Наркомпрос РСФСР издал распоряжение о постановке антирелигиозной пропаганды в школе. Власть предпринимает попытки оживить деятельность СВБ. К 1941 г. численность этой структуры официально (очевидно, на бумаге) опять выросла – до 3, 5 млн. человек . При этом Е. Ярославский предостерегает от «упрощенчества» в антирелигиозной пропаганде и предлагает дифференцированный подход . Но это была, скорее, превентивная реакция на возможную активизацию Церкви, чем поворот курса. Она отражала колебания и элементы двойствен-ности религиозной политике власти.
Внутреннюю организационную слабость СВБ подтверждает его собст-венная самооценка, звучащая из недр этой структуры. На 1-й Рязанской об-ластной конференции СВБ, состоявшейся в конце марта 1940 г. деятельность областного бюро организации была признана неудовлетворительной. Обла-стное бюро было подвергнуто критике за слабую информированность о по-ложении на местах, отрыв от районных советов СВБ, погоню за количеством лекторов и лекций, игнорирование индивидуальной работы с верующими. Областному руководству СВБ инкриминировалось не желание поддержать инициативу одной из районных ячеек развернуть Всесоюзное соревнование ячеек СВБ.
Но даже после прозвучавшей критики деятельность Рязанской област-ной организации СВБ кардинально не изменилась, что констатировала кри-тическая статья в областной газете «Сталинское знамя» 10 сентября 1940 г. А. Лебедева, инструктора отдела пропаганды и агитации обкома ВКП(б), ку-рировавшего антирелигиозную работу. Особый упадок переживала деятель-ность СВБ в сельских районах в Пронском и Ижевском районах. С молчали-вого согласия работников райкомов партии распались местные советы СВБ. Плохо была поставлена работа в ряде других районов: Трубетчинском, Больше-Коровинском, Михайловском. Общее состояние антирелигиозной работы автор оценивает как явно неудовлетворительное. Центральный Совет СВБ исключил фонд премирования в сумме 1 тыс. руб. по Рязанскому обла-стному Совету СВБ как незаконный.
Подобная оценка деятельности СВБ нашла подтверждение на област-ном совещании по антирелигиозной работе секретарей партийных организа-ций, председателей фабзавкомов и секретарей ячеек СВБ г. Рязани в конце декабря 1940 г. на совещании в качестве негативной практики отмечалось, что антирелигиозные вопросы не включаются в планы агитационно-массовой работы партийных комитетов, а вся антирелигиозная работа носит сезонный характер, когда агитационная работа оживляется только перед церковными праздниками.
В 1940 году в Рязанской области было прочитано 58 лекций с охватом 3700 слушателей. В общем объеме лекционной пропаганды лекции на естест-венно-научную тематику составляли 8%. Единственной лекцией, манифести-рующей антирелигиозность, была лекция старшего преподавателя Рязанского пединститута В.П. Алексеева «Происхождение и классовая сущность «Пас-хи», которую тот прочитал накануне церковного праздника в городской са-пожной мастерской Легпрома.
Вслед за совещательной критикой последовали жесткие решения обла-стного партийного руководства В январе 1941 года бюро Рязанского обкома ВКП(б), заслушав доклад Сараевского РК партии, указало бюро райкома на совершенно неудовлетворительное руководство антирелигиозной пропаган-дой.
Последняя попытка реанимации деятельности Рязанской областной ор-ганизации СВБ последовала весной 1941 г. В номере газеты «Сталинское знамя» от 15 мая 1941 г. была размещена статья ранее упомянутого партий-ного функционера Лебедева, содержащая очередной критический анализ ра-боты местной организации СВБ. В ней отмечалось развал райсовета СВБ в Кораблинском районе, отсутствие какой-либо деятельности в Каверинском и Старожиловском районах. Главное, приводились вопиющие с точки зрения партийного руководства факты не уничтоженной вслед за закрытыми храма-ми религиозности населения. Крещение детей и празднование церковных праздников не прекращалось. В селе Матча Кадомского района священник Пресняков крестил детей на дому. Крестьяне Трубетчинского района ходили крестить детей в Липецкий район Воронежской области .
Упадок деятельности СВБ наблюдалась и в других регионах. Газета «Кирсановский коммунар» Тамбовской области в номере от 29 ноября 1940 года в информации, посвященной конференции СВБ в Кирсановском районе писала, что большими усилиями за 2 года удалось поднять число первичных организаций с 8 до 28, а число членов – с 192 до 740. Был подвергнут крити-ке районный Совет СВБ и избран его новый состав. В районной газете был размещен материал о том, как руководство артели «13-я годовщина Октября» Рамзинского сельсовета совместно с бригадами 2 дня праздновало праздник Покрова. Никаких мер к нарушителям дисциплины правлением принято не было . В январе 1941 года на собрании партактива Ивановской области был подвергнут критике факт полного прекращения антирелигиозной пропаганды в г. Кинешме, распад организационной структуры местной ячейки СВБ .
Вряд ли можно согласиться с авторами, считающими религиозную по-литику государства в 1939 году тактической уступкой для подготовки нового витка наступления . Религиозная политика государства приобретает, по тер-минологии М. Шкаровского, «характеристику двойственности», заключав-шуюся, с одной стороны, в попытке сдерживания с тем, чтобы не допустить возрождения церковных институтов и религиозности населения, а с другой – в прагматической терпимости . Власть вынуждена была считаться с Церко-вью, идти на компромисс, не закрепленный никакими законодательными ак-тами.
Даная публикация может быть использована в духовном и идеологиче-ском противоборстве с активистами воссозданного в феврале 2010 г. «Союза воинствующих безбожников», вновь провозгласивших борьбу с религией.
Православный календарь
7533 год от сотворения мира2024 год от Рождества Христова
Сегодня
25 ноября (11 ноября ст.с)
25 ноября
Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (620). Иконы Божией Матери «Милостивая».
26 ноября
Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского (407)
Обращение
В.В. Бойко-Великого
К сотрудникам «Русского Молока» и всех компаний, входящих в группу компаний «Вашъ Финансовый Попечитель».
Награды Фонда
- Орден преподобного Сергия Радонежского
- Удостоверение к юбилейной медали 1000-е Ярославля В.В.Бойко-Великому
- Удостоверение к юбилейной медали 1000-е Ярославля А.В.Бойко-Великой
- Грамота Епископа Смоленского и Вяземского. Получена 17 июня 2010 г.
- Грамота Архиепископа Егорьевского Марка
- Грамота управляющего Белевской Епархией
- Грамота управляющего Белевской Епархией
- Грамота управляющего Белевской Епархией
- Орден святых Царственных Страстотерпцев, утвержденный Черногорской митрополией Сербской Православной Церкви.
Поиск по сайту
Фотогалерея
Популярное на сайте
Авторская мода
Русский, одевайся по-русски!
Установлена награда в 100 тысяч рублей за сведения об организаторах преступной группы «PussyRiot»