Конференция «Научный православный взгляд на ложные исторические учения»
Доклады, по техническим причинам, не озвученные авторами
Деятельность Русской Православной Церкви в Мордовии в годы Великой Отечественной войны.
(письменный текст доклада)9 мая отмечается один из самых светлых и значимых праздников в истории нашей страны. Несмотря на то, что Великой Отечественной и Второй мировой войне посвящено огромное количество книг, мемуаров, публикаций, сняты фильмы, но есть еще немало белых пятен в ее истории. В контексте обсуждаемой проблемы представляется актуальным изучение деятельности РПЦ как социально-политического института в структуре советского общества в годы войны на основе новой методологии и источников. Речь идет об архивных материалах, представляющих собой заявления, ходатайства, личные письма и жалобы в адрес различных исполнительных структур, содержащие просьбы об открытии православных храмов на территории Мордовии, а также информационные отчеты органов власти об общественных настроениях и деятельности служителей церкви. Именно локальные источники дают возможность показать уровень религиозного сознания и активности верующих, проследить динамику движения за открытие православных приходов, бытование православной традиции в повседневной жизни, оценить молитвенный, трудовой и воинский вклад церкви в победу над фашистскими захватчиками. Правдивая история о взаимоотношениях власти и церкви, несомненно, содействует формированию общественного согласия в стране и духовно-нравственному возрождению народа.
Государственно-церковные отношения на протяжении многих столетий были существенной частью истории страны. Более того, всякий раз в наиболее ответственнейшие и трагические периоды религиозный фактор оказывал заметное влияние на общую ситуацию внутри государства и ход всеобщей истории в целом. Не стало исключением и годы Великой Отечественной и Второй мировой войны. Тем более, что по данным Всесоюзная перепись населения 1937 года более 70 % населения считало себя верующим. Несмотря на политику атеизации населения, религиозность продолжала оставаться одним из составляющих компонентов общественного сознания основной массы населения, на котором держались все коллективные системы представлений, ценностей и идеалы. Руководство страны не могло не отреагировать на данный процесс, ибо стало ясно, что исход войны будет зависеть не только от военно-экономического потенциала, но и консолидации общества. В этих условиях оно вынуждено было корректировать курс своей конфессиональной политики и стремиться к совместному диалогу.
С первых дней войны Церковь посвятила свои духовно-нравственные силы спасению Отечества. Важным стимулом стало избрание Патриарха и Священного Синода. Связь государства с церковью осуществлял Совет по делам РПЦ. На местах были назначены уполномоченные Совета, призванные не только контролировать религиозную жизнь, но и оказать помощь в работе церкви, защищать права верующих и священнослужителей. По всей стране развернулось активное движение за открытие церквей и храмов. В силу различных причин объективного и субъективного характера в Мордовии оно началось только в 1944 году. За первое полугодие этого года на имя уполномоченного по делам РПЦ в Мордовии поступило более 50 заявлений и ходатайств об открытии церквей. В это движение включились фактически все районы республики. Нередко местное население по своей воле открывало церкви, если сохранялось здание. До конца 1945 года в Мордовии действовало 7 церквей, зарегистрировано 14 священников и 4 диаконов. В 1946 году было уже 19 церквей и молитвенных домов.1 До войны не функционировало ни одного православного храма.
Одно из направлений деятельности церкви – патриотическая работа, которая была направлена на поддержку духа верующих, вселение уверенности в победу. Неотъемлемой частью являлся сбор денег на нужды обороны страны. В 1944 г. верующие Мордовии благодаря деятельности церкви собрали и передали государству 72065 руб.2 На собранные средства были созданы воздушная эскадрилья им. Александра Невского и танковая колонна им. Дмитрия Донского. Иоанна Богословская церковь города Саранска сдала в госбанк на поддержку Красной армии к празднику 1 мая 2052 руб., на танки и самолеты – 25000 руб. Из личных сбережений священники передали на патриотические цели более 5000 руб. Наряду с духовной, церковь вела социально-реабилитационную работу, занималась благотворительность. Священники поддерживали моральный дух тружеников тыла, утешали страждущих. В храмах они произносили патриотические проповеди, молились о даровании победы. Вместе со своими прихожанами стойко и мужественно переносили все тяготы войны, укрепляя волю людей, проявляя свои лучшие христианские качества. Важнейшей формой формирования социальной толерантности являлась служба за сохранение жизни, служба по убиенным, вседневные богослужения, чтение молитв, беседы. Сельские священники несли веру, утешение в скорби, поддерживали веру в победу, поднимали высокий моральный дух, тем самым формировали социальную толерантность. Несмотря на запреты, многие выезжали по просьбе верующих для исполнения религиозных обрядов, проведения церковной службы за пределы своих приходов. Влияние православия проявилось в годы войны также в осмыслении традиционных духовных ценностных ориентиров. Вера в Бога и в его защиту стала стержнем надежды на то, что воина минует пуля и смерть. Фактически все бойцы имели при себе молитвы, освещенную горсть родной земли. В беседах с фронтовиками не раз отмечалось, что именно вера в Бога, наличие при себе молитвы «Живые помощи», небольшой иконки сохранило им жизнь. Широкое распространение получило почитание Богородицы и других святых, началось хождение со святынями в крестных ходах, которые воспринимались как мера очищения, освещение земли и людей, паломничество к почитаемым святыням и местам. В годы войны получили распространение крестные ходы в качестве оградительных обрядов с целью избежать гибели односельчан. Возглавив крестный ход, священники не редко подвергали себя риску со стороны властей. В ряде мест стал возрождаться обычай – ставить часовенки при въезде в деревни на дорогах или перекрестках, около источников или т.п. В домах увеличилось количество икон, от руки переписанных молитв. Получило распространение разнообразные формы милостыни. Просьбы об открытии храмов, часто мотивировались необходимостью возрождения духовности, покаяния за период разгрома церквей и гонения на духовенство. Церковь помогала формировать уклад жизни прихожан, вводила их в духовно-нравственный и историко-политический контекст жизни страны и народа. Она каждый день молилась о сохранении жизни воинов, отцов и сыновей и этим давала нравственную надежду на их спасение. Обществом все более стало осознаваться значение православия как духовно-нравственной опоры государства, а храм - восприниматься, как символ защищенности.
Не менее значимой была благотворительная работа церкви. Она осуществляла шефство над лечебными и детскими учреждениями, сбор средств, в том числе и драгоценностей, теплых вещей для воинов, инвалидов, сирот, в фонд обороны. Так, прихожанами и духовенством церкви Иоанна Богослова было собрано 11060 руб. по оказанию помощи детским учреждениям. В центральном архиве имеются письма от бойцов и командиров действующих армий, которые выражали благодарность РПЦ за оказанную помощь. Благотворительная деятельность церкви признавалась и высоко оценивалась уполномоченными, которые собирали сведения по всем церквям Мордовии о произведенных сборах. Ряд священнослужителей были отмечены правительством, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»
История Русской Православной Церкви Мордовии богата примерами участия служителей церкви в боевых действиях. Так, епископ Леонид (в миру Лобачев И. Х.) в годы войны ушел в армию, воевал в звании гвардии-старшины, участвовал в боях под Москвой, Сталинградом, освобождении Будапешта, Вены. Его заслуги отмечены боевыми наградами, орденом «Красной звезды», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией». После войны он вернулся в монашество и внес существенный вклад в возрождение и укрепление деятельности православной церкви и веры. При нем вся Мордовия представляла собой единое благочиние в составе Пензенской епархии, действовало 28 храмов.3
Большая роль в возрождении РПЦ в годы войны принадлежит епископу Михаилу (Постникову). Он отличался огромной эрудицией образованностью и пользовался огромным авторитетом у прихожан и духовенства. В 1944 году был назначен на Пензенскую и Саранскую кафедру. Именно при нем началось возрождение приходов на территории Мордовии, в том числе по его инициативе возвращен Саранский Иоанно Богословский собор, ставший центром религиозной жизни.4 Несмотря на вмешательство властей, духовенство выполняло свою миссию по возвращению церковной утвари, имущества, зданий, тем самым способствовало сохранению ряда культурно-архитектурных ценностей. Священники были не только душепастырями, но и прорабами реставрации почти полуразрушенного храма организаторами сложного коллектива верующих. Некоторое смягчение религиозной политики в годы войны позволяло надеяться на лучшее. Следует отметить весьма позитивную роль Совета РПЦ, который защищал права верующих и церкви, способствовал возвращению церковной утвари из других церквей, не подлежащих открытию. Усилилась охрана и надзор культовых строений от расхищения.
Весьма символично, что День Победы 1945 года совпал с Пасхой. Во всех храмах Мордовии были отслужены молебны.
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны Церковь и духовенство были с народом, направляя все усилия на борьбу с врагом, на поддержание веры в победу, высокого морального духа. Они оказались вполне способными активно содействовать сплочению общества, восстанавливая свою традиционную миссию, как ключевого фактора социальной стабильности и объединения всех народов страны вокруг общих моральных приоритетов. Обращение к историческому опыту, взаимодействие власти и Церкви, несомненно, внесет определенный вклад в решении задач по укреплению российской государственности и федерализма, формировании межконфессиональной и социальной толерантности как ее непременной составляющей.
Православный календарь
7533 год от сотворения мира2024 год от Рождества Христова
Сегодня
14 ноября (01 ноября ст.с)
14 ноября
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии (III)
15 ноября
Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери (1654–1655)
Обращение
В.В. Бойко-Великого
К сотрудникам «Русского Молока» и всех компаний, входящих в группу компаний «Вашъ Финансовый Попечитель».
Награды Фонда
- Орден преподобного Сергия Радонежского
- Удостоверение к юбилейной медали 1000-е Ярославля В.В.Бойко-Великому
- Удостоверение к юбилейной медали 1000-е Ярославля А.В.Бойко-Великой
- Грамота Епископа Смоленского и Вяземского. Получена 17 июня 2010 г.
- Грамота Архиепископа Егорьевского Марка
- Грамота управляющего Белевской Епархией
- Грамота управляющего Белевской Епархией
- Грамота управляющего Белевской Епархией
- Орден святых Царственных Страстотерпцев, утвержденный Черногорской митрополией Сербской Православной Церкви.
Поиск по сайту
Фотогалерея
Популярное на сайте
Авторская мода
Русский, одевайся по-русски!
Установлена награда в 100 тысяч рублей за сведения об организаторах преступной группы «PussyRiot»