Публикации

Домострой. Литературный памятник или живая мудрость. Речь писателя и историка Вячеслава Геннадьевича Манягина.

- Братья и сестры! Прежде всего, хочу поблагодарить всех вас за оказанную мне честь выступить на этой конференции, посвященной 470-летию помазания на Царство

благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Как всем известно, в городе Александрове Владимирской области планируется поставить памятник Ивану Грозному. Ориентировочно это хотят сделать к апрелю этого года. В связи с этим в городе развернулась жесткая дискуссия.

Местная газета обратилась ко мне с просьбой написать статью по поводу установки фильм памятника в городе. Я написал. Мое мнение, естественно, было положительным. Газета либеральная, соответственно, идею об установке памятника восприняла в штыки. По моему материалу было объявлено голосование читателей, в надежде, что большинство выступит против. Получилось наоборот – более 80 процентов читателей одобрили установку памятника в городе. Тогда редакция пригласила выступить на страницах газеты известного сектоведа Дворкина. В результате появился ругательный материал, игнорирующий исторические факты. Одна сплошная либеральная фразеология, не имеющая под собой абсолютно никаких обоснований.

Процент положительных откликов на сайте газеты «Уездный город А» снизился до 60. И это при том, что администратор сайта активно корректирует отклики читателей, удаляя положительные комментарии из других городов. Сам модератор нисколько этого не скрывает. Поэтому, братья и сестры, если из присутствующих сегодня в зале есть жители Александрова или имеют родственников и друзей в этом городе, предлагаю проголосовать на сайте газеты «Уездный город А» в пользу установки памятнику Грозному Царю.

Теперь непосредственно по теме моего доклада. Сегодня хотелось бы поговорить о «Домострое». Это достаточно частный вопрос, но сам документ имеет важное историческое значение и не утратил актуальности до сих пор. Хотя «Домострой» и был создан за полвека до начала правления Иоанна Грозного, но именно при Иоанне Васильевиче в редакции протопопа Сильвестра приобрел такое звучание и известность.

О «Домострое» большинство из нас впервые услышало еще в советской школе. Тогда активно велась пропаганда «антидомостроя». В мрачных тонах комментировали нам живущий по «Домострою» город Калинов из «Грозы» Островского. Там правили Кабаниха, Дикой. Единственный же «луч в темном царстве» - Екатерина, прославившаяся лишь совершением двух смертных грехов – прелюбодеянием и самоубийством.

В результате такой пропаганды мы выходили из школы с твердой уверенности, что «Домострой», «домостроевщина» - полное мракобесие, устав законов, основой которых является насилие и угнетение женщин.

Между тем, ознакомившись с самым текстом документа, не находишь ни слова об этом самом угнетении. Достаточно сегодня прочитать комментарии к «Домострою» (особенно женские), в Интернете.

«Домострой» – очень интересная книга, повествующая о том, как создать чистую, светлую, морально-экономическую семью. Семью красивую во всех отношениях. Книга о том, как построить мирную жизнь на христианских, честных основаниях.

Надо сказать, пропаганда «антидомостроя» началась задолго до советских времен. Критиковать книгу так называемые «представители образованных слоев России» принялись еще в середине XIX века, то есть, с момента опубликования «Домостроя», как памятника русской литературы. И ладно бы хулили книгу отъявленные суфражистки, революционные демократы, типа Шелгунова. Ладно. К сожалению, к критиканам примкнули такие известные в России люди, как славянофил Иван Аксаков и православный философ Николай Бердяев.

Смысл речей ниспровергателей - эта книга нехарактерная для русского народа, «Домострой» - сочинение не христианское.

По всей видимости, критиканы просто не читали «Домострой», надергав от третьих лиц фразы из контекста документа.

«Домострой» не был первой подобной книгой, и не являлся чисто русским явлением. Любая существующая власть, желающая сохранить свое влияние и сохранить в целостности государство, прежде всего, обращает внимание на состояние семьи. Правильно сказано: семья – ячейка общества.

Еще в V веке до Рождества Христова древнегреческий философ, политик, государственный деятель Ксенофонт создал свой трактат «Домострой» (другое название «Экономика» - прим. ред.). Этот труд был переведен на несколько языков. Цицерон перевел его на латынь.

В средние века «Домострой» базировался на славянских книгах «Смарагд», «Златоуст», европейском труде «Парижский хозяин» и книгах восточных славян из Чехии.

«Домострой" впитал в себя опыт многих поколений. Столетий и тысячелетий. Эта книга получила и продолжения. При Петре Великом это была книга «Юности честное зерцало». Даже при Хрущеве выдержало несколько изданий «Домоводство»

Что же такое семья? Обратимся к истории. Вспомним, что все философы древности относились к понятию семьи весьма положительно. И более поздние мыслители, даже такие одиозные, как Маркс и Энгельс говорили о семье только хорошее. Гегель говорил: «Семья – первые человеческие отношения на основе морали и любви». Гюго утверждал, что «семья является кристаллом общества», то есть образованием, которое очень трудно разрушить. Французский писатель говорил также, что социальная доктрина, направленная на разрушение семьи, не имеет права на существование. Рабиндранат Тагор заявлял, что «семья не просто ячейка общества, но основа цивилизации».

А что есть христианская семья? Это домашняя Церковь.  А Церковь для русского народа во все времена имела важнейшее значение. В семье на Руси закладывались нерушимые основы морального и православного воспитания.

Почему же именно во времена правления Иоанна Грозного такое звучание получил «Домострой»? Прежде всего, потому, что в эти годы происходили коренные изменения в жизни русского народа и русском государственном устройстве. Создавалось единое государство, которое унифицировалось по всем направлениям – государственном праве и церковной жизни. Что было раньше? Русь состояла из отдельных княжеств, земель, где даже молились по-разному.

При Иоанне Грозном появились постановления Стоглавого Собора, был унифицирован сам уклад церковной жизни. Перемены в жизни Русского государства обязательно закреплялись соответствующими документами. Это и «Судебник», и «Стоглав», регламентирующие военные вопросы постановления «сторожевой службы» и т.п.  Семейные же вопросы регламентировал как раз «Домострой». «Домострой» стал «трендом» эпохи – собранием единого для всей страны.

 

Русь при Иоанне Грозном вступала в новое время, так же, как и европейские страны, такие, как Англия и Франция. Но европейцы шли путем кровавых революций. Тогда буржуазия, городское население в смычке с центральной властью устроили политико-экономический переворот против феодализма. На Руси не существовал классический феодализм. Русь пошла другим путем. Не путем революции, а выбрала эволюционный путь развития. Обладая уникальным историческим чутьем, Иоанн Васильевич взял курс на построение такой социально-политической системы, как народная монархия. Царь Руси предпринял унификацию страны с документализацией всех вопросов.

Обновленная Россия базировалась на трех основах – Церкви, вертикали государственной власти и развитии частной самодеятельности. Время правления Иоанна Грозного – это время, когда налаживались крепкие торговые связи с Англий, Персией, другими странами. Время, когда большие слои населения вовлекались в торгово-промышленную деятельность. Примеров активизации населения огромное количество. Взять хотя бы народы, проживавшие вдоль Великого Северного Пути. От Двины до Москвы создавались торговые дворы. Получив поддержку Грозного Царя, Строгановы создали в Сибири аналог британской Ост-Индской компании. Соловецкий монастырь, построив многочисленные варницы, торговал солью до самой Астрахани. Протопоп Сильвестр устроил в Новгороде иконописную мастерскую, где трудились наемные рабочие, использовались кредитные деньги. Торговля шла не только на Руси, иконы пользовались большим спросом и за рубежом. Что это, как не зачатки классического мануфактурного производства?

Все эти преобразования не могли не найти отражения и в «Домострое». Книга состояла из трех частей, регламентирующих религиозную, семейную и хозяйственную деятельность. В первой части говорилось о вере, православии, указывалось, как надо верить правильно, согласно введенному «Стоглаву», который утвердил многие нововведения. Из второй части «Домостроя» человек получал представления, как правильно вести себя в семье. Кстати, еще раз вернемся к высказываниям некоторых «исследователей», что «Домострой» якобы культивирует жестокость в семье, унизительное отношение к женщине. Так вот, по «Домострою» применение физической силы крайне жестко регламентировано. Более того, книга рекомендует от насилия отказаться вовсе. Девочек же до выхода замуж, наказывать вообще запрещено. Третья часть книги посвящена экономической деятельности семьи. В ней не только кулинарные советы, но и советы, как грамотно обустроить хозяйство, открыть собственное дело, как правильно платить налоги.

Эти три тренда, заложенные в «Домострое» в XVI веке, не только не потеряли актуальности в начале века XXI, но и обрели новое мощное звучание. Сейчас, во время мирового кризиса происходит становление новой системы миропорядка. Существуют два варианта развития. Первый подразумевает глобальность политической, экономической и социальной системы. В случае победы глобалистов не сохранятся ни национальные государства, ни этнос, ни национальная политика. Семья будет разрушена, человек будет перемещаться по планете вслед за работой с электронной карточкой в кармане. Мы стоим за второй вариант развития, за систему, охватывающую цивилизационные регионы – Евразию, Северную Америку, Европу и т.д.  Цивилизационный вариант развития, возможно, и не поможет сохранить национальные государства (они являются порождением капиталистического общества. Их не было до капитализма, не будет и после него), но сохранятся этнос, религия и семья.

Если победит цивилизационный вариант (а после победы Дональда Трампа на выборах, и проводимой им сейчас политики создания регионального рынка это вполне возможно), то «Домострой» будет востребован вновь. Многовековая мудрость этой книги позволит построить общество на уровне семьи, сохранить наши традиции и национальные ценности, в том числе и русское православие.


Дата публикации: 21.02.2017

Поддержите культурно-просветительный фонд.


Ваши пожертвования на сохранение национальной культуры,
это неоценимый вклад в развитии общества.



Православный календарь

7533 год от сотворения мира
2024 год от Рождества Христова

Сегодня
25 ноября
(12 ноября ст.с)

25 ноября
Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (620). Иконы Божией Матери «Милостивая».


26 ноября
Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского (407)

Обращение
В.В. Бойко-Великого

К сотрудникам «Русского Молока» и всех компаний, входящих в группу компаний «Вашъ Финансовый Попечитель».

Награды Фонда



Поиск по сайту


Фотогалерея

В.В. Бойко-Великий, Президент Фонда имени св. Василия Великого.
В.В. Бойко-Великий, генеральный директор издательства «Вече» Леонид Леонидович Палько, и сотрудники «Русского издательского центра». Обсуждение перспектив сотрудничества.
Лидер партии "народное движение "Святая Русь" В.В.Бойко-Великий слушает выступление Президента России.
Демонтаж лика Спасителя

Популярное на сайте

Авторская мода


Русский, одевайся по-русски!


Установлена награда в 100 тысяч рублей за сведения об организаторах преступной группы «PussyRiot»


Пожертвовать

Внести пожертвование.


ОАО «Вашъ финансовый попечитель» ОАО «Русское Молоко» Газета «Рузский курьер» Академия Российской Истории Фонд «Возвращение» Русский Издательский Центр