Конференция «Научный православный взгляд на ложные исторические учения»
Пленарные доклады - второй день конференции
Курляндский И.А., к.и.н., старший научный сотрудник ИРИ РАН
Фальсификация документов по истории церковно-государственных отношений в 1930-е годы.
(стенограмма выступления)Я думаю, и собравшиеся со мною согласятся, что исторические фальсификации – это та пагуба и язва, которая разъедает сознание общества. И должен отметить, что я принципиально не согласен с прозвучавшим вчера утверждением, что бывают оказываются некие позитивные и полезные мифы. Я считаю такую позицию крайне опасной и деструктивной. Любые мифы – это ложь, независимо от них направленности – за Россию, против России... И безусловно, вредны...
Поэтому историк, в силу своего профессионального долга, призван не только объективно исследовать прошлое, но иногда выступать в неприятной роли своего рода ассенизатора, когда шлаки, нагроможденные публицистикой, мемуаристами, провокаторами какими-то, нужно аккуратно отводить именно в те места, которые для таких отходов и предназначены. Поучительный пример такой работы приводится в сюжете этого доклада.
Началась эта история с того, что в 1999 году в журнале «Наш современник» и в ряде иных СМИ без ссылок на источники, но с громкими комментариями были опубликованы некоторые документы, которые как бы свидетельствовали о радикальном изменении сталинского курса по отношении к религии и Церкви в 1939 году, перед войной, о прекращении Сталиным гонений на духовенство и верующих...
Что же это за документы такие?
В «Указании ВЦИК и Совнаркома» за подписями В.И. Ленина и М.И. Калинина от 1 мая 1919 г. «указывалось» на необходимость «как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежало арестовывать, и расстреливать беспощадно и повсеместно. Все церкви требовалось закрывать и превращать в склады. Это страшное указание почти во всех публикациях дополняет «Выписка из протокола заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 11 ноября 1939 г.» за подписью И.В. Сталина, который его и отменяет. А также все инструкции ВЧК—ОГПУ—НКВД по этому поводу. Практику служителей Русской Православной Церкви, преследования верующих постановление объявляло недопустимой впредь.
НКВД поручалось произвести ревизию репрессированных по церковным делам, и освободить тех из них, чья деятельность «не нанесла вреда советской власти». Дополняло публикацию постановление – справка Л.П. Берии» от 22 декабря 1939 г. на имя Сталина, в которой глава НКВД докладывал о «выпуске на свободу», со ссылкой на решение от 11 ноября 1939 г.», из лагерей около 24 тысяч и еще дела более 50 тысяч человек предусматривалось пересмотреть в будущем.
Все эти материалы получили широкое распространение в публикациях начала века. Будь они подлинными, это опрокидывало бы утвердившееся в историографии представление о вынужденности смены сталинского курса гонений до частичной легализации Церкви событиями Великой Отечественной войны.
Поэтому Ваш покорный слуга при поддержке Дирекции Института российской истории РАН провел комплексное исследование для выяснения подлинности и достоверности этих текстов. Возник вопрос об источнике появлений этих документов в прессе.
Выяснилось, что их первооткрывателем не был никто из историков, занимавшихся системами церковно-государственных отношений. Первым публикатором оказался малоизвестный журналист, который просто взял их из верстки, готовящихся к изданию мемуаров бывшего Министра Обороны Язова, и отдал их в несколько коммунистических газет, а также в журнал «Наш современник». Там они при публикации были прокомментированы священником Димитрием Дудко, колоритной личностью, бывшим диссидентом, затем ставшим сталинистом, духовником газеты «Завтра». Дудко сделал вывод, что публикуемые им находки реабилитируют Сталина как православного верующего человека.
Поразительно, что не только разбирающиеся в исторической методологии публицисты, политики вроде Г.А. Зюганова, писателя В.В. Карпова, С. и Е.Рыбасы, В.В. Кожинова поверили этим странным документам, но и титулованные ученые, доктора наук такие как В.А. Алексеев, Т.В. Волокитина, Н.А. Нарочницкая, Ю.А. Катунин, А.И. Вдовин и другие. На основе маргинальных ненаучных публикаций появились серьезные историософские выводы о природе церковно-государственных отношений в 1930-е годы. Авторы писали о едва ли не полной ревизии ленинской линии по религиозному вопросу, начиная с 1917 г. и о начале именно в 1939 г. радикального поворота государства навстречу Церкви.
Замечу, что авторы при этом не делали попыток разобраться в надежности использованных источников. В данном случае приходилось сталкиваться с таким явлением, когда миф влияет на сознание не только обывателей или публицистов, но и на часть ученых и историков; попадая на почву субъективных идеологических пристрастий некоторых из них, он и дает те ядовитые семена лжи, отравляющие сознание людей.
Перейдя к источниковедческому анализу материалов, я, прежде всего, рассмотрел так называемое указание Ленина от 1мая 1919 года «О борьбе с попами и религией». Стало очевидным, что в практике партийного советского делопроизводства вообще не существовало документов с названием «указаний». Существовали постановления, декреты, за подписями ВЦИК и других органов.
И что интересно, во всех упомянутых публикациях «указанию» сопутствует номер 13666/2, такое подразумевает наличие многих тысяч «указаний» в государственном делопроизводстве. Но никакие подобные документы не существуют. Очевидно, номер 666 выдуман для того, чтобы обозначить «число зверя», придать бумаге мистический характер, как воплощающий «сатанинскую» стихию, которой якобы и положил предел, перешедший в 1939 году к поддержке православия Сталин.
Естественно, и Ленин не подписал за всю свою деятельность ни одного документа с названием указание, в чем легко убедиться и в архивных опубликованных источниках, в РГАСПИ, где хранится полный фонд документов Ленина, в который включались тотально все государственные документы ленинские, и каталогизированы они там строго по датам. В фонде нет секретной части. Он полностью открыт сейчас.
Среди бумаг Ленина относящихся к 1 маю 1919 года, нет антирелигиозных, там несколько подписанных Лениным в тот день мелких хозяйственных постановлений. Велись поиски и в ГАРФЕ, где хранятся фонды СНК и ВЦИК... Там тоже ничего подобного... Есть официальные письма Центрального архива ФСБ и Архива Президента РФ об отсутствии искомого документа.
Итак, указание Ленина отсутствует во всех профильных по этой тематике государственных и ведомственных архивах России. Не существует никаких чекистских инструкций со ссылками на это «указание». В распоряжении историка не имеется вообще никаких архивных документов, где были бы ссылки на «указание» от 1 мая 1919 г. или идентичные ему по содержанию антицерковные документы, если допустить, что публикаторы ошиблись и с названием и с датой документа...
Вот такой опубликовали интересный документ, якобы действовавший, но невидимый. Кроме того, содержание мнимого ленинского «указания» прямо противоречит фактической стороне церковно-государственных отношений 1918 – начала 1920-х гг.
Документы Совнаркома свидетельствуют, что и в 1919 и 1920-х гг. по решению Наркомата юстиции РСФСР решения о закрытии отдельных церквей отменялись, они вновь передавались в распоряжение верующих. При действии «указания Ленина от 1 мая 1919 г.» или подобного ему документа это было бы невозможно.
Одним из основных методов гонений на религию в годы гражданской войны со стороны центральной власти было такое попустительство, когда местным властям как бы давался такой карт-бланш, и они действовали сами, в духе своего революционного правосознания, в зависимости от обстановки.
При такой политике требовалось развязать руки товарищам на местах, и не было нужды давать всеобщее «указание» вроде... громи везде церкви, бей всюду духовенство... Инициаторами гонений выступали местные ЧК, органы советской власти и партийные организации. Массово закрываемые храмы в большинстве случаев передавались под культурно-просветительские учреждения: школы, политкружки, красные уголки, а не превращались повсеместно в склады, как якобы предписывалось в «указании» Ленина. Да и по отношению к духовенству политика власти не была направлена на тотальное физическое уничтожение, как следовало из мнимого ленинского документа. По реальным источникам в конце 1910 – начала 1920-х годов не менее важное значение, чем репрессиям, придавалось тактике раскола Церкви.
Для этого выделялись группы лояльных к власти представителей духовенства, которыми и манипулировали. Эта задача выполнялась чекистами, что было бы невозможно, если бы перед ними стояла задача повсеместного истребления попов. Так что даже если не рассматривать архивные и делопроизводственные детали, то указание Ленина не вписывается в реальную историю событий.
Еще интересный момент. Нормативные акты, с помощью которых новой властью действительно осуществлялись давление на Церковь, преследования и ограничения в правах верующих в историографии хорошо известны. Это весьма внушительный перечень, начиная с некоторых актов еще 1917 года, затем декрет об отделении церкви и государства в январе 1918 года с инструкцией, можно вспомнить и постановления Политбюро ЦК о мерах по усилению антирелигиозной работы от 1929 года и того же года дискриминационное постановление ВЦИК и СНК о религиозных объединениях и т.д.
Так вот... Ни один из подобных церковных актов де-юре не был отменен Сталиным даже в период его нового курса 1943 – 1953-х годов. Тогда как стали говорить, что якобы Сталин обратил внимание перед войной именно на мнимое указание Ленина 1919 года, получается, что он забыл почему-то о многих реально действовавших партийных антицерковных советских актах, а также об определенной установке программы своей партии 1919 года, согласно которой в будущем обществе религии не будет места.
Так стало ясно, что текст указания является фальшивкой, сочиненной специально для того, чтобы подкрепить другую фальсификацию, показывающую мнимую расположение Сталина к религии еще до войны.
Т.е. перед нами образная такая фальшивка-монстр о нескольких головах. Безусловно, подлогом является так называемое сталинское постановление от 11 ноября 1939 года с грифом «Особая папка», толкующая об отмене несуществующего документа.
Даже если на время забыть о нереальности «указания» Ленина, существуют другие надежные доказательства подложности этих документов 1939 года. Материалы особых папок заседаний Политбюро ЦК РКП(б) открыты не все. Но за ноябрь, декабрь 1939 года они рассекречены полностью. За 11 ноября решения Политбюро, действительно, были, но церковных вопросов они не касались.
Показательно и одно говорящее несовпадение. Номера протоколов к заседаниям Политбюро присваивались в порядке очередности после съезда партии. Обобщенный протокол Политбюро ЦК ВКП(б), включающий решение от 11 ноября 1939 г., значится в архиве под номером девять. А публикация процерковного сталинского «постановления» – протокола Политбюро значится под номером 88! Понятно, что сочинявшие эти документы, – исторически безграмотные люди, в архивах никогда не работали. А цифру просто выдумали. А гриф «особая папка» был поставлен ими для создания видимости особой секретности якобы выявленного ими документа.
Нелишне также заметить, что и за весь 1939 год на Политбюро вообще не рассматривалось никаких религиозных вопросов. Имеются другие обстоятельства не в пользу подложного документа от 11 ноября, – это отрицательный отзыв о его наличии, далее в официальных письмах Центрального архива ФСБ, архива Президента РФ. Фальсификаторы также не учли, что в истории партийно-государственной практики никогда не было случаев гласной или секретной отмены ленинских документов. Это бы противоречило существовавшему культу личности Ленина, которого официально придерживались за все годы советской власти до перестройки. Все работники... Отсутствовала критика Ленина и любое порицание его действий во всех официальных бумагах.
Не существовало никакой массовой амнистии осужденных по церковным делам якобы во исполнение постановления Политбюро 11 ноября 1939 г.: ни в ноябре-декабре 1939 года, ни в 1940-м, ни в 1941-м, в чем можно убедиться, анализируя доступную базу репрессий Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Так называемая «бериевская» амнистия, выпуск на свободу определенной группы заключенных с декабря 1938 до лета 1939 года, были связаны с прекращением политики «Большого террора», но не с принципиальным изменением антицерковного курса. Выпущены в тот период люди, среди которых, были, конечно, и священнослужители. Это, главным образом, те жертвы массовых операций, которых не успели осудить на чрезвычайных тройках, ликвидированных в ноябре 1938 года.
Таким образом, справка Берии на имя Сталина о массовых выпусках от 22 декабря 1939 года – тоже фальшивка.
Вопреки ложному тезису об отмене Сталиным гонений на религию, в 1940-1942 гг. были новые репрессии по церковным делам. Объем гонений был значительно меньше, чем в годы «Большого террора», но сами они прекращены не были.
Органы НКВД и сталинской юстиции продолжали в массовом порядке фабриковать сфальсифицированные дела против священнослужителей и мирян, что было бы совершенно невозможно, если бы действовал сталинский «документ» о прекращении гонений, подобный так называемому «Постановлению Политбюро от 11 ноября 1939 г.».
Имеются объективные данные о тысячах казней, и о десятках тысяч новых посадок и отправок в ГУЛАГ, о фабрикации чекистами липовых групповых церковных дел. Продолжали выходить на местах и отдельные постановления об антирелигиозной пропаганде. Факты не позволяют говорить о том, что церковно-государственный курс перед войной был принципиально изменен, навстречу Церкви и верующих в масштабах страны. Хотя гонения были значительно уменьшены, на вновь приобретенных территориях в Прибалтике, на Западной Украине и в Белоруссии проводилась более терпимая и осторожная политика.
Можно с уверенностью сказать, что в результате исследования были получены доказательства надежные, что рассмотренные материалы по истории церковно-государственных отношений являются подлогами, сфабрикованными для достижения ясных политических целей – внедрение в общественное сознание мифа о расположенности Сталина к религии еще до войны и создание положительных образов православного Сталина и «патриотического» сталинского руководства. Соответственно, сюжет в учебной историографии о радикальном изменении государственно-церковного курса еще до войны необходимо признать несоответствующим действительности.
В заключение коснусь вопроса как сфабрикованная версия вошла в тексты вузовских учебников и хрестоматий по отечественной истории XX века, рекомендованных Министерством образования РФ. Сделано это было в широко обсуждаемом ныне пособии профессоров МГУ Вдовина А.И. и Барсенкова А.С., рекомендованном всем студентам высших учебных заведений страны.
В его первом и втором издании «красовался» весь этот замечательный сюжет, т.е. с указанием Ленина о расстреле попов, отменой его постановлением Сталина и проч., они же опубликовали эти «документы» и в хрестоматиях для студентов.
Хочу сказать спасибо и Вдовину и Барсенкову, что после моих критических выступлений по этому поводу, – в частности, в журнале «Вопросы Истории», уже в третьем, последнем, издании пособия этот сфальсифицированный сюжет ими был снят.
Зато был вставлен другой. Рассказ о мифическом «видении митрополита Гор Ливанских Илии Карама», якобы донесшим его до Сталина через маршала Шапошникова, и побудившем вождя обратиться к помощи Церкви, обвезти иконой Казанской Божией Матери Ленинград и Москву.
Еще остались многие вздорные выдумки из публицистики по разным сюжетам. Поэтому важно...
Лавров В.М.: Кстати вчера эта тема снова прозвучала. Я уж не стал вчера говорить...что это не подтверждается...
Реплика из зала: А как может ведение документов подтверждаться?
Курляндский И.А.: ...Поэтому важно не только разоблачать фальсификации, но и силами общества контролировать учебный процесс так, чтобы они не попадали в официально рекомендованные учебники и учебные пособия, и в частности, в учебники для духовных учебных заведений, и не становились частью образовательного процесса, не отравляли бы умы и души и наших детей, и взрослых людей. Спасибо.
Бойко-Великий В.В.: Спасибо. Пожалуйста, вопрос...
Каплин А.Д., д.и.н., проф., г. Харьков: Знаете ли вы о том, что документы не подписывались такими как Троцкий, когда Ленин пишет: «Троцкому не подписывать, а подписывать товарищу Калинину». Т.е. есть документы, которых как бы нет в природе, но они имели очень четких авторов и четко исполнялись по вертикали...
Бойко-Великий В.В.: Спасибо за вопрос. Вопрос понятен.
Курляндский И.А.: Я поясню, что ваше выступление как раз пример того, как мифология действует на сознание людей. Дело в том, что сама политика гонений была очень сложной, многоуровневой. И вот здесь присутствует и Татьяна Геннадьевна Леонтьева, которая по местным архивам это знает. Она вот так... поддакивает... Согласна с моим выводом...
Бойко-Великий В.В.: Простите. Вопрос...
Курляндский И.А.: Дело в том, что понимаете ли... когда в обществе есть общие идеологические установки, программы партии, которые влияют на сознание людей, что в будущем обществе религии не будет места, – это, так сказать, уже программирует их действия. В том числе и антицерковные. И здесь издавать такой вот указ и смысла-то никакого не было.
Реплика из зала: Можно справочку маленькую?
Курляндский И.А.: Подождите, я отвечу на вопрос... И что касается этих номенклатурных актов, то такие разделения документов, действительно, существовали. Только надо иметь ввиду, что было советское официальное делопроизводство, были официальные акты, декреты, постановления, среди которых, кстати, указаний никогда не было и были, конечно, партийные разные постановления Политбюро, Секретариата ЦК, которые в обыденных случаях действительно предрешали выход этих законодательных нормативных документов. Все они мною изучены...
Бойко-Великий В.В.: Спасибо большое.
Востриков С.В., д.и.н., проф., г. Смоленск: Может быть, прояснить...
Курляндский И.А.: Я отвечу. Я объясню. Я не закончил.
Бойко-Великий В.В.: Пожалуйста.
Курляндский И.А.: Я не понял смысл нападок. Ничего такого несоответствующего действительности я в своем выступлении не сказал.
Едемский А.Б., к.и.н., РИСИ: Можно два слова?
Бойко-Великий В.В.: Пожалуйста, только вопрос...
Едемский А.Б., к.и.н., РИСИ: Комментарий такой. Вы затронули очень интересную проблему. Потому что где-то в то же время, в 1989 году, в 90-е готовились к публикации материалы июльского пленума 1953 года, на котором Лаврентий Павлович Берия выглядел реформатором. И так по документам, оказывается, события с марта 1953 года по июль 1953 года – это очень интересная научная проблема... Вопрос следующий. Можно ли установить авторов этой фальсификации?
Курляндский И.А.: Авторов, я думаю, востановить невозможно. Потому что понятно, кто принес эти документы Язову – это знает только Язов. Конечно, это не Язов и не Алексеев. Они ничего подобного не сочиняли. Просто это люди, которые поверили тому, что им принесли. Я так считаю. Вероятно, может быть, это могут быть ветераны бывшего КГБ... люди таких просталинских убеждений, которые решили что вот таким вот способом надо действовать...
Едемский А.Б.: Но они сами их создали, да?
Бойко-Великий В.В.: Так, господа... Вот еще один вопрос. Пожалуйста.
Галенин Б.Г.: Вы знаете... просто реплика... Значит, где-то, по-моему, в 1940-м году вышел на экран фильм «Суворов», а кино, как известно, для нас «является важнейшим из искусств». И актер, играющий Суворова, говорит громко на весь экран «Бог – наш генерал!» и несколько таких реплик через весь фильм («Бог нас водит. Он – наш генерал», «От Него победа» – ред.), за которые я отвечаю. На самом деле, не заметить это было невозможно, это было очевидно, тем более, в предверии войны. Было начало Второй мировой войны. Я хотел только это отметить. Всё. Благодарю. Без комментариев.
Востриков С.В., д.и.н., проф., г. Смоленск: Можно? Буквально два слова?
Бойко-Великий В.В.: Пожалуйста.
Востриков С.В.: Как раз может быть в защиту докладчика... Данный вопрос – проблема сложная, и продуктивен подход с позиции острое против острого... Потому что плюрализм в науке – вещь обманная. Мы ищем истину и лучше осуществлять это совместными усилиями.
Вы понимаете, какая вещь? Нужно рассматривать это в контексте тех взаимоотношений, которые складывались между Церковью и государством того времени. А там был очень интересный человек в тот период. Может быть, если я ошибусь с фамилией, меня простят, по-моему майор НКВД Грамов, уполномоченный по делам... с Церковью. Очень интересная личность... Он курировал Церковь по делам НКВД где-то порядка двадцати лет. Очень гибко курировал, совершенно верно. Там не было тотального исстребления церковных служителей, священников. На самом деле, это так. Шел предвоенный период, потом период войны... Интересно, что он не пострадал в период сталинских репрессий. Он не был репериссирован. Он стал потом подполковником, потом полковником...
Бойко-Великий В.В.: Можно?
Востриков С.В.: ...И закончил жизнь он генералом. Причем он пришел к тому, когда снял мундир, остался жив, что перед смертью он исповедался и исповедал его сам Пимен (патриарх). Священнослужители меня где-то сориентируют... Вы понимаете, очень гибкая политика проводилась государством по отношению к Церкви. Это надо иметь ввиду, она не была «бульдозерной»...
Бойко-Великий В.В.: Спасибо.
Курляндский И.А.: Вы правы, я согласен с Вами.
Реплика из зала: Подождите... С какого времени гибкая? Самая настоящая «бульдозерная»... а потом уже гибкая, когда нечего было...
Курляндский И.А.: «Гибкий бульдозер», так скажем...
Лавров В.М.: Я хочу обратить внимание на то, что мы не можем говорить обо всем. Это надо читать несколько лекций одновременно....
Еще один момент принципиально важный. Все-таки речь идет, действительно, не о всех проблемах, а о трех документах за подписью Ленина, Сталина и Берии. И Институт российской истории очень заинтересовался, потому что это существенно меняло наше знание о том, что происходилов 1919 году и осенью-зимой 1939 года. Мы сделали официальные запросы во все крупнейшие архивы: Центральный архив ФСБ, президентский архив и другие архивы... И был большой поиск. Целый ряд ученых работал.
И пришли к тому, что нигде ничего нет, и это фальшивки. И ленинский документ – фальшивка, и сталинский – фальшивка, и Берии – фальшивка. Вы понимаете, что я отнюдь не являюсь сторонником Ленина, но правда такова, что это кровожадный документ об уничтожении практически всех священников Ленин не подписывал. Его в природе не существовало. Нравится это или не нравится, но это факт.
Реплика из зала: Правильно! Он письмо подписывал.
Лавров В.М.: Да. Вот такого 1 мая 1919 года не было. И собственно искать мы стали в связи с некоторыми моментами, которые просто бросаются в глаза и вызывают подозрение. Один номер 13666 вызывает сомнение, да? Вызывает желание его проверить.
К сожалению, Барсенков и Вдовин не проверили и дали это в свои учебники. До сих пор в учебной хрестоматии МГУ по этим ошибкам учатся. Это фальшивка попала даже в работы очень достойных ученых, например, у Нарочницкой это есть. Это есть в выступлениях очень достойных иерархов Русской Православной Церкви, которые цитируют сфальсифицированные ленинские документы. Естественно, его осуждая. Вот как может проникать фальшивка.
Причем благодаря тому что была проделана большая работа, удалось фактически узнать от кого она исходит. Она исходит от бывшего работника ГКЧП Язова, который в силу своего мировоззрения поверил тому, что ему подсунули. Кто подсунул, мы не знаем. Мы знаем, кто это опубликовал, – «Наш современник». Это один из тех немногих случаев, когда вот не просто разговоры, а удалось доказать, что определенные документы сфальсифицированы и откуда есть пошли – тоже известно. И мне кажется, тут, что Игорь Александрович проделал очень важную мужественную работу. И спасибо ему огромное, он – настояший честный историк.
Бойко-Великий В.В.: Спасибо. Слово для доклада предоставляется (Михайловскому А.Ю.) Гераськину Юрию Вениаминовичу... Пока Вы идете, я хотел сказать... Это был очень ценный доклад. И очень важно знать для чего эти фальшивки подсовываются. Чтобы дискредитировать позицию. Т.е. только не надо делать выводов... Раз это фальшивка, то это не значит, что Ленин был за Церковь. И если фальшивка в том, что Сталин отменил это указание, то это не значит, что Сталин был против Церкви в 1940-х гг. уже.
Документы, которые, по мнению автора, являются сфальсифицированными
Православный календарь
7533 год от сотворения мира2024 год от Рождества Христова
Сегодня
22 ноября (09 ноября ст.с)
22 ноября
Свт. Нектария, митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920). Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» (X).
23 ноября
Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I). Прмч. Нифонта и мч. Александра (1931). Сщмчч. Прокопия, архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна и Петра пресвитеров (1937). Сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна пресвитера, прмч. Иоанникия и Серафима, мчч. Алексия, Аполлона, Михаила (1937). Мч. Николая и мц. Анны и св. Бориса исп., диакона (1930-е). Мцц. Ольги (1941) и Феоктисты (1942). Колесование вмч. Георгия (303). Мч. Ореста врача (304). Сщмч. Милия, еп. Персидского, и двух учеников его (341). Мч. Константина, кн. Грузинского (842). Прп. Феостирикта, иже в Символех.
Обращение
В.В. Бойко-Великого
К сотрудникам «Русского Молока» и всех компаний, входящих в группу компаний «Вашъ Финансовый Попечитель».
Награды Фонда
- Орден преподобного Сергия Радонежского
- Удостоверение к юбилейной медали 1000-е Ярославля В.В.Бойко-Великому
- Удостоверение к юбилейной медали 1000-е Ярославля А.В.Бойко-Великой
- Грамота Епископа Смоленского и Вяземского. Получена 17 июня 2010 г.
- Грамота Архиепископа Егорьевского Марка
- Грамота управляющего Белевской Епархией
- Грамота управляющего Белевской Епархией
- Грамота управляющего Белевской Епархией
- Орден святых Царственных Страстотерпцев, утвержденный Черногорской митрополией Сербской Православной Церкви.
Поиск по сайту
Фотогалерея
Популярное на сайте
Авторская мода
Русский, одевайся по-русски!
Установлена награда в 100 тысяч рублей за сведения об организаторах преступной группы «PussyRiot»