События

Cегодня Церковь празднует память
святителей Василий Великого,
Григория Богослова и Иоанна Златоуста 

Три святителя жили в IV-V веках, они были участниками и свидетелями решающего для судеб христианства IV века момента столкновения языческой и христианской традиций и наступления новой эпохи, завершившей духовные искания позднеантичного общества. В смуте и борениях перерождался старый мир. Последовательное издание ряда указов о веротерпимости, запрещение жертвоприношений, закрытие языческих храмов и запрет под страхом смертной казни и конфискации имущества посещать не могли в короткое время изменить мировоззрение целой империи. Язычество инертно продолжало бродить по ней. Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, обусловленных поиском нового духовного идеала в восточных мистических культах орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, в чистой умозрительной неоплатонической философии, в религии гедонизма – плотского наслаждения без границ – каждый избирал свой путь. Это была эпоха, во многом схожая с современной.

Икона трех святителей из исторического музея г. Санок, Польша

Именно в такое непростое время пришлось проповедовать трем святителям христианские идеалы веры, надежды, любви, самоотвержения и высокой нравственности, принимать участие в решении догматических вопросов. До сегодняшнего дня Православная Церковь совершает чинопоследования Литургии, сердцевины которых составлены Иоанном Златоустом и Василием Великим. Молитвы, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, мы читаем на утреннем и вечернем правиле. Студенты и выпускники классического отделения филологического факультета Университета могут с радостью в сердце припомнить, что и Григорий Богослов, и Василий Великий в свое время также получили классическое образование в Афинском университете и изучали античную словесность, были лучшими друзьями. Григорий говаривал в шутку: «Ища познаний, обрел я счастье…испытав то же, что и Саул, который в поисках ослов своего отца обрел царство (греч. basileivan)». Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, участвовали в поиске нового поэтического образа. Позднейшие писатели нередко черпали образы из их произведений. Так, строки первого ирмоса Рождественского канона Космы Маиумского (VIII век) «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля…», звучащего в храмах начиная с подготовительного к празднику периода Рождественского поста, заимствованы из проповеди Григория Богослова на Богоявление. Жизнь и творения этих отцов Церкви помогают понять, как происходило взаимодействие античного наследия c христианской верой в сознании интеллектуальной элиты римского общества, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащего подлинному благочестию. Ни в коем случае не отрицали святители светской культуры, но призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам», которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» (Василий Великий. К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями).

История установления праздника трех святителей относится ко времени правления императора Алексея I Комнина, когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих отцов Церкви. По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом: «Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство». Описываемое событие прочно уже вошло в сокровищницу церковного Предания, и мы совершаем память трех святителей и по сей день.


Дата публикации: 12.02.2013

Поддержите культурно-просветительный сайт.




Православный календарь

7534 год от сотворения мира
2025 год от Рождества Христова

Сегодня
08 августа
(26 июля ст.с)

08 августа
Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Сщмч. Сергия пресвитера (1937). Прп. Моисея Угрина, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1043). Прмц. Параскевы (138–161).


09 августа
Вмч. и целителя Пантелеимона (305). Прп. Германа Аляскинского (1837). Сщмчч. Амвросия, еп. Сарапульского, Платона и Пантелеимона пресвитеров (1918); сщмч. Иоанна пресвитера (1941). Блж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Свт. Иоасафа, митр. Московского и всея России (1555). Прп. Анфисы исп., игумении, и 90 сестер ее (VIII). Равноапп. Климента, еп. Охридского (916), Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра (Болг.).

Обращение
В.В. Бойко-Великого

К сотрудникам «Русского Молока» и всех компаний, входящих в группу компаний «Вашъ Финансовый Попечитель».

Награды Фонда



Поиск по сайту


Фотогалерея

Стенды выставки
Василий Бойко-Великий с семьей.
Лидер партии "народное движение "Святая Русь" В.В.Бойко-Великий слушает выступление Президента России.
Воспитанник кадетского корпуса с барышнями

Популярное на сайте

Приглашаем на Рождественские святки!


Русский, одевайся по-русски!


Авторская мода


Пожертвовать

Внести пожертвование.


ОАО «Вашъ финансовый попечитель» ОАО «Русское Молоко» Газета «Рузский курьер» Академия Российской Истории Фонд «Возвращение» Русский Издательский Центр