Конференция «Научный православный взгляд на ложные исторические учения»
Пленарные доклады - второй день конференции
Епископ Друцкий Петр (Карпусюк), викарий Витебской и Оршанской епархии
Доклад.
(стенограмма выступления)Благодарю за возможность возвысить свой голос среди мнений и докладов. В умилении и сокрушении и как гражданин мне хочется поблагодарить Бориса Глебовича Галенина, это очень многосторонний доклад, и хочется дать ему глубокую оценку осознания им, видения им этого вопроса. В нем говорится о возрождении, и о православии, и как здесь говорится, что это настоящий научный православный взгляд...
Назидает нас любовь, а знание надмевает. Это евангельские слова, которые очень важны для русского человека. И Грибоедов говорил в свое время, что русский человек только в храме себя чувствует православным и русским.
Продолжая тему разговора, мне хочется сказать о православном взгляде на ложные исторические учения. У нас начало XX века было сразу сориентировано не только, так сказать, на сознательную жизнь, но и на общественное мнение. И как выразился один из наших высоких поэтов (В.В. Маяковский «Левый марш»):
Левой, левой...
Это недалеко у нас, не за горами. И каждый может это изучать. И вот говоря о Великой Отечественной войне, о личности Иосифа Виссарионовича мы, действительно, можем о его многостороннем вкладе в жизнь нашего Отечества, не только жизнь, но и ответственность, которую он нес. И вспомним еще одни строчки:
За то, что Вы — такой, какой Вы есть..
(М. Исаковский)
Кто против скажет? Никто. И вот, действительно, эти выражения, слова оценивают позицию того времени. Кровавые, страшные времена были. И мы слышим о позиции, которая в нашем Отечестве прославлялась. Но никто из нас не сказал, что упокой, Господи, души усопших рабов твоих, вождей и воинов, жизнь свою за Отечество отдавших. Эта дань любви, которую мы должны оценивать в наших предках. Если мы считаем себя православными верующими и идейными, то какие же они были?
Они нас учили. Они наши дети и отцы. И забывать свое прошлое, – это неблагодарность нашему будущему и настоящему. И мне хочется среди этого... Борис Глебович много приводил текстов Священного Писания. Мне хочется привести тоже текст Священного Писания, который мы, может быть, и порой забываем, и порой возмущаемся: как это такие были люди, как они могли так поступать?
Послание к Римлянам Святого апостола Павла (глава 13):
2Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, 4ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
5И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.
6Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
7Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
8Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
9Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
10Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
11Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. || Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям, ни пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; 14но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Много ли это знает наша современная молодежь? А в компьютере найдут ли они нужный листок Писания, чтобы прочитать? И вот как сегодня владыка Ионафан выразил такую мысль, я согласен с этим, что в один из тезисов надо внести предмет «Русский мир». В школах преподавать надо этот курс, надо говорить об этом. Мы, русские, мы православные, воспитаны не по каким-то китайским тенденциям и японским мировоззрениям... Русского мужика никогда никто не учил, как растить хлеб, как воспитывать детей, как защищать Отечество... Он жизнь свою мог положить на алтарь Отечества...
У меня есть еще предложение, чтобы от нашего фонда был издан Новый Завет, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, нужный и доступный для нашей современной молодежи, и в карманном формате, чтобы люди могли читать на досуге. Нужно также разъяснить, как нужно им пользоваться. Потому что компьютерной машинкой или каким-то пультом молодежь настолько хорошо умеет пользоваться, а вот Евангелия своего основного не знают. И это одно из причин нашего упадка, забвения.
Хочется еще привести Притчу Премудрого Соломона. Мы часто здесь говорили и обращались к вопросу что делать. Так вот однажды к премудрому Соломону пришел знатный прихожанин и сказал: Царь, я не знаю, что мне делать. Каждый мой день похож один на другой, я не отличаю рассвет от заката. У меня всё есть. Но почему я так несчастен?
Соломон как раз сидел на берегу пруда и разглядывал рыб.
— А чего ты хочешь? Какая у тебя мечта? – спросил он горожанина.
— Сначала я мечтал освободиться из рабства. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. А теперь я богат, мне больше нечего желать.
— Человек, не имеющий мечты, подобен рыбе в этом пруду, – сказал Соломон. – Каждый день их жизни похож на предыдущий, они тоже не отличают рассвет от заката. Разница лишь в том, что ты сам запер себя в этом пруду. И если в твоей жизни не появилось мечты, ты так и будешь от скуки слоняться по дому, а перед смертью поймешь, что ты зря жил.
— Значит ли это, что всякий раз, достигая цели, я должен искать следующую, а когда исполняется одна заветная мечта, сразу же думать о другой?
Да, – сказал Соломон, – Только в пути человек обретает свое счастье.
Каждый из нас помнит слова XX века, авангардные слова, передовые слова писателя, который говорил, что жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. (Н.А. Островский «Как закалялась сталь»). И если историю копнуть, то мы, действительно, придем к этому. И это тоже наша жизнь. Прошлый век и наш современный. С современными требованиями, потребностями...
И мне вчера один из докладчиков очень понравился, который хорошо говорил о молодежи, о ее быстроте ума, о ее светлости и жизни в глазах, чего у зарубежной молодежи нет. А у нас есть. Это не богатство, это сокровище, которое надо искать.
И вот о том сокровище, которое мы ищем, хочется предложить одно из повествований (у нас же организатор конференции фонд святого Василия Великого, святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподокийской).
Это никакая-то там пропаганда церковная, а это проповедь науки. Святой Василий учился всем наукам. И вот в знак благодарности он возвращается в Афины, ищет своего учителя Еввула, которого находит на берегу моря с учениками. И я предложу одну из его продолжительных бесед.
Василий вступил в разговор тотчас же, разрешив затруднительный вопрос, и потом со своей стороны задал новый вопрос своему учителю. Когда слушатели недоумевали, кто бы это мог так отвечать и возражать знаменитому Еввулу, последний сказал:
– Это или какой-либо бог, или же Василий.
Узнав Василия, Еввул отпустил своих друзей и учеников, а сам привел Василия к себе, и они целых три дня провели в беседе, почти не вкушая пищи. Между прочим Еввул спросил Василия о том, в чем, по его мнению, состоит существенное достоинство философии.
– Сущность философии, – отвечал Василий, – заключается в том, что она дает человеку памятование о смерти.
...Есть в русском разговорном афоризме два места: подвести под монастырь и провести на кладбище. Эта два категорических места, которые незыблемы по жизни. И в этом – памятование смерти. О чем бы человек не разговаривал, если он помнит «последняя своя», то он чепухи и непотребного говорить не будет. И вот что дальше говорится после философии...
При этом он указывал Еввулу на непрочность мира и всех утех его, которые сначала кажутся действительно сладкими, но зато потом становятся крайне горькими для того, кто слишком сильно успел к ним привязаться.
– Есть наряду с этими утехами, – говорил Василий, – утешения другого рода, небесного происхождения. Нельзя в одно и тоже время пользоваться теми и другими – «Никто не может двум господам работать" (Мф.6:24), – но мы все-таки, насколько возможно людям, привязанным к житейскому, раздробляем хлеб истинного познания и того, кто, даже по собственной вине, лишился одеяния добродетели, вводим под кров добрых дел, жалея его, как жалеем на улице человека нагого.
Вслед за этим Василий стал говорить Еввулу о силе покаяния, описывая однажды виденные им изображения добродетели и порока, которые поочередно привлекают к себе человека, и изображение покаяния, около которого, как его дочери, стоят различные добродетели.
– Но нам нечего, Еввул, – прибавил Василий, – прибегать к таким искусственным средствам убеждения. Мы владеем самою истиною, которую может достичь всякий, искренно к ней стремящийся. Именно, мы веруем, что все некогда воскреснем, – одни в жизнь вечную, а другие – для вечного мучения и посрамления. Нам ясно об этом говорят пророки...
Когда Василий передал Еввулу вкратце историю домостроительства нашего спасения, начав с грехопадения Адамова и закончив учением о Христе-Искупителе, Еввул воскликнул:
– О, явленный небом Василий, через тебя я верую в Единого Бога Отца Вседержителя, Творца всяческих, и чаю воскресения мертвых и жизни будущего века, аминь. А вот, тебе и доказательство моей веры в Бога: остальное время моей жизни я проведу с тобою, а теперь желаю рождения от воды и Духа.
Тогда Василий сказал:
– Благословен Бог наш отныне и до века, Который озарил светом истины ум твой, Еввул, и привел тебя из крайнего заблуждения в познание Своей любви. Если же ты хочешь, – как ты сказал, – жить со мною, то я объясню тебе, каким образом нам заботиться о нашем спасении, избавляясь от сетей здешней жизни. Продадим всё наше имение, раздадим деньги нищим, а сами пойдем в святой град видеть тамошние чудеса; там мы еще более укрепимся в вере.
И вот пришедше в Антиохию, они вошли в одну гостиницу. Сын содержателя гостиницы Филоксен в это время сидел у дверей в большом огорчении. Будучи учеником софиста Ливания, он взял у него некоторые стихотворения Гомера, чтобы переложить их на ораторскую речь, но не мог этого сделать и, находясь в таком затруднении, весьма скорбел. Василий, увидев его грустным, спросил:
– О чем ты так грустишь, юноша?
– Если я и скажу тебе о причине моей скорби, какая мне будет от тебя польза? (Современное отношение).
Когда же Василий настаивал на своем и обещал, что не напрасно юноша скажет ему о причине своей скорби, то отрок сказал ему и о софисте и о стихах, прибавив, что причина скорби его та, что он не умеет ясно передать смысл тех стихов. Василий, взяв стихи, начал толковать их, перелагая их на речь простую; отрок же, удивляясь и радуясь, просил его написать ему тот перевод. Тогда Василий написал перевод тех Гомеровых стихов тремя различными способами и отрок, взяв перевод с радостью, пошел с ними утром к учителю своему, Ливанию. Ливаний, прочитав, удивился и сказал:
– Клянусь Божественным промыслом, что нет среди нынешних философов никого, кто мог бы дать такое толкование! Кто же написал это тебе?
Отрок сказал:
– В моем доме находится один странник, который написал это толкование очень скоро и без всякого затруднения.
Ливаний тотчас поспешил в гостиницу, чтобы увидеть этого странника; увидев здесь Василия и Еввула, он удивился их неожиданному прибытию и обрадовался им. Он просил их остановиться в его доме и, когда они пришли к нему, предложил им роскошную трапезу. Но Василий и Еввул по обычаю своему, вкусив хлеба и воды, вознесли благодарение подателю всяческих благ Богу.
После сего Ливан начал задавать им разные софистические вопросы, а они предложили ему слово о вере христианской. Ливаний, внимательно выслушав их, сказал, что еще не пришло время для принятия этого слова, но что, если такова будет воля Божественного Промысла, никто не сможет сопротивляться учению христианства.
– Много ты одолжил бы мне, Василий, – заключил он, – если бы не отказался изложить свое учение на пользу ученикам, у меня находящимся.
Вскоре собрались ученики Ливания, и Василий начал учит их, чтобы они стяжали душевную чистоту, телесное бесстрастие, скромную поступь, тихую речь, скромное слово, умеренность в пище и питии, молчание при старейших, внимательность к словам мудрых, повиновение начальникам, нелицемерную любовь к равным себе и к низшим, чтобы они отдалялись от злых страстных и привязанных к плотским удовольствиям, чтобы меньше говорили, а больше слушали и вникали, не были безрассудными в слове, не были многоглаголивы, не смеялись бы дерзко над другими, украшались стыдливостью, не вступали в беседу с безнравственными женщинами, опускали очи долу, а душу обращали бы горе, избегали споров, не искали бы учительского сана, и почести этого мира вменяли бы ни во что. Если же кто сделает что-либо на пользу ближним, то пусть ожидает награды от Бога и вечного воздаяния от Иисуса Христа, Господа нашего.
Так говорил Василий ученикам Ливания и те с великим удивлением слушали его, а после сего он вместе с Еввулом снова отправился в дорогу.
Это жития Святителя Димитрия Ростовского, которые на целый год имеют свою жизнь в жизни общества, в жизни христианина. Найдем ли мы их в интернете, – неизвестно, но удобно прочитать их в изданной книге. И таких книг 12 томов. Они имеют полноту для рассуждения, для любомудрия, для стыдливости, для нравственности, и для уверенности в жизни. Это жития, одновременно просты и глубокомысленны, через текст которых, как через реку может пройти и «ягненок», и «слон». Это полнота Божественного учения. Хорошо бы такие книги предлагать нашей современной молодежи.
Говоря об этом, мне сегодня хочется предложить также букварь людей, которые потрудились и издали букварь Тихомирова. Последнее издание было дореволюционное, в 1914 году. Букварь выдержал более 146 изданий. Вышел тиражом более 5 млн. И в наше время этот букварь вышел и имел уже 4 издания. Каждому на выходе будет дана такая книга, которую мы можем иметь как настольный предмет для нравственного воспитания.
Посмотрите на подчерк наших детей! Как курица лапой пишет, простите за выражение. И если по подчерку можно судить о характере, то вздохни каждый глубже и закуси губу, т.е. нам есть над чем работать. И в букваре каждый найдет и церковное знание праздников, и тексты для души и для воспитания.
...Кажется, что хорошего в стрекозе и муравье? И что плохого в муравье? Муравей как нарицательный персонаж, как он отшил стрекозу. А что худого в муравье? Отсутствие гостеприимства, нет достойного уважения к ближним. И еще есть такие качества, о которых современное человечество не задумывается... Задумайся о душе! Если не о Боге, то хотя бы только о себе, о своей душе...
Реплика из зала: Бездушный муравей!
Епископ Петр Друцкий: Он трудолюбивый... Это вы сказали, бездушный? А я говорю, что хорошего и что плохого? А вы так спешите отвечать!.. Итак, каждому букварь предложат на выходе... В нем Священное Писание для наших детей.
Хочу еще предложить следующее. У нас в Витебске к 1 сентября вышел маленький буклетик Друцкого миссионерского отдела для молодежи. И вот прочитаем молитву, которая звучит для каждого из нас, для людей, хотящих чему-то научиться.
Преблагий Господи!
Низпосли нам благодать Духа Твоего Святого, Дарующего и Укрепляющего душевные наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы к Тебе, нашему Создателю. Во славу родителям же нашим и на утешение, Церкви и Отечеству на пользу. Аминь.
Поэтому обращаясь еще и еще от сердца к сердцу, как говорит часто наш Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, и, глядя в глаза друг другу, можно почувствовать глубину потребности этого общения. Мы благодарим организацию, организаторов этой встречи, что можно высказать, можно поговорить, можно, действительно, услышать много нового для себя, до которого никогда не дойдешь своим умом, а при общении это запросто можно услышать и получить новый импульс для жизни.
И хочется еще, говоря о Петре Великом сказать. Во времена Петра Великого Азовский вопрос стоял очень остро. Азовскую крепость взяли. Первая баталия не увенчалась успехом, после второй баталии взяли Азов. Но вот при первой баталии попадает в плен русский матрос. Он попадает в совсем другой мир, другое исповедание. Его, русского матроса, пытаются сломать. И вот он отвечает своему господину и хозяину:
– Не принуждай меня служить твоему богу. Если я откажусь от своего, то с такою же быстротою я откажусь и от твоего бога.
Святой Иоанн Русский Исповедник всегда на иконах изображается в тельняшке, с ремнем морским... И это Иоанн Русский исповедник, который среди всех перипетий своей жизнью побудил жителей, живущих в том квартале, принять крещение, глядя на его святую жизнь, идеал служения, не только Отечеству, но и Богу...
И хочется еще и еще сказать словами:
Спасибо Вам, товарищ Сталин,
За то, что Вы – такой, какой Вы есть...
...Сколько мучеников, сколько исповедников в это время пришло и показало нам пример борьбы со злом. Именно отвечая любовью на зло, которую нужно проявлять всем нам. Сколько святых! Святой архимандрит Серафим (Шахов), 1954 г. в лагере привязанный был разорван двумя машинами. Это наша действительность. Ну что нам искать виновных? У нас есть заступники – святые, на которых равняться нужно. Если посмотрим на небо, там столько звезд, так и в нашем Отечестве святых как звезд достаточно, чтобы на их идеалы и подвиги равняться.
...Если говорить о прибалтийском вопросе, то может он не отражается в архивных документах как многие другие, но в летописи Троице-Сергиевой лавры есть один пример, когда подпольщики работали в Риге и один из подпольщиков помогал русским военнопленным, делал им хорошие надежные документы и провожал к линии фронта. Но немногие доходили. И вот он попадает в гестапо...
Его готовили к смерти. И является некто святой, ты не крещеный, говорит. Иди и крестись. Пленник был освобожден из тюрьмы чудесным образом. Он продолжил свое дело.
И вот снова он попадает в гестапо. И уже в подвешенном состоянии ожидает кары и смерти. Ему снова является один из угодников Божиих и говорит: «Ты должен креститься! Иди и крестись!». Он снова чудным образом освобождается из стен гестапо. Он выведен был этим угодником Божиим.
И вот в 1946 году, когда открылась Троице-Сергиева лавра, одна из групп подпольщиков пришла смотреть на святыни лавры, которые были предоставлены для молитвы и поклонения русским людям. И подойдя к раке преподобного Сергия Радонежского, он узнал того святого, который ему завещал креститься.
Он здесь же и крестился. Это летопись Троице-Сергиевой лавры. В архивных документах этого не будет. Но в православных свидетельствах это есть. И пусть новые поколения могут отрицать это событие, но это есть и это было. И пока мы еще есть и живы, то нужно тоже идти и свидетельствовать об этом, иметь для согревания души эти примеры, а не только демократические лозунги.
Другая история – жизнь Пюхтицкого монастыря, который находился под немецкой оккупацией, и несколько раз наша советская авиация получала команду бомбить эту твердыню Эстонии. И вот случилось так, что один из офицеров первый раз вылетел на боевое задание, чтобы сбросить бомбу. Возвращается, а разведка докладывает, что не поражен монастырь. Второй раз – и снова докладывают, что не поражен. Дают 10 лет лишения свободы командиру бомбардировщика, и вот он после освобождения приезжает в Эстонию посмотреть, какой же монастырь он не разбомбил.
И когда подошел в монастыре к иконе Пюхтицкой Божьей Матери, то упал на колени. Когда он заходил на боевой залет, и собирался сбросить бомбы, ему являлась Мадонна, которая проводила рукой перед носом самолета. Он видел после этого только сплошной туман. Бомбы падали два раза, но не достигали цели. «Это Та, Которая защищала ваш монастырь», – сообщил боевой офицер, прошедший и огонь и медные трубы.
Вот свидетельства. И это тоже военное время, и это тоже наша история, и история какая бы она ни была, ее нельзя отрывать от православного и научного взгляда и ту хронологию, которая ведется с жизнью того или иного народа, Отечества она переходит в наше наследие. И это наша жизнь, и наше Отечество, и наше Святое Православие... аминь.
Бойко-Великий В.В.: Благодарим, Ваше Преосвященство, за замечательный доклад.
Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан: За проповедь.
Православный календарь
7533 год от сотворения мира2024 год от Рождества Христова
Сегодня
22 ноября (09 ноября ст.с)
22 ноября
Свт. Нектария, митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца (1920). Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» (X).
23 ноября
Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I). Прмч. Нифонта и мч. Александра (1931). Сщмчч. Прокопия, архиеп. Одесского, Дионисия, Иоанна и Петра пресвитеров (1937). Сщмчч. Августина, архиеп. Калужского, и с ним Иоанна пресвитера, прмч. Иоанникия и Серафима, мчч. Алексия, Аполлона, Михаила (1937). Мч. Николая и мц. Анны и св. Бориса исп., диакона (1930-е). Мцц. Ольги (1941) и Феоктисты (1942). Колесование вмч. Георгия (303). Мч. Ореста врача (304). Сщмч. Милия, еп. Персидского, и двух учеников его (341). Мч. Константина, кн. Грузинского (842). Прп. Феостирикта, иже в Символех.
Обращение
В.В. Бойко-Великого
К сотрудникам «Русского Молока» и всех компаний, входящих в группу компаний «Вашъ Финансовый Попечитель».
Награды Фонда
- Орден преподобного Сергия Радонежского
- Удостоверение к юбилейной медали 1000-е Ярославля В.В.Бойко-Великому
- Удостоверение к юбилейной медали 1000-е Ярославля А.В.Бойко-Великой
- Грамота Епископа Смоленского и Вяземского. Получена 17 июня 2010 г.
- Грамота Архиепископа Егорьевского Марка
- Грамота управляющего Белевской Епархией
- Грамота управляющего Белевской Епархией
- Грамота управляющего Белевской Епархией
- Орден святых Царственных Страстотерпцев, утвержденный Черногорской митрополией Сербской Православной Церкви.
Поиск по сайту
Фотогалерея
Популярное на сайте
Авторская мода
Русский, одевайся по-русски!
Установлена награда в 100 тысяч рублей за сведения об организаторах преступной группы «PussyRiot»